Нервная система и улучшение здоровья.

Нервная система и улучшение здоровья.

Парасимпатическая нервная система — это часть автономной/вегетативной нервной системы. Отвечает за накопление сил и энергии (сон,отдых, расслабление после нагрузок).

Проще говоря — это наш тормоз.

В противовес есть симпатическая нервная система. Она включает реакции на стресс, во время интенсивной работы и возбуждения. Тут теряются силы.

Правда мы спроектированы таким образом, что у нас есть в арсенале “тайная кнопка”, с помощью которой мы можем управлять своим поведением и настроением.

И этой “кнопкой” можно представить — блуждающий нерв (вагус).

Многие из нас пользуется ей, но часто это происходит неосознанно. Перевод действий, описанных ниже, на осознанный, регулярный уровень помогут закрепить положительный эффект от воздействия на блуждающий нерв. Для этого можно использовать принципы нейропластичности и понимание принципов её действия.

Когда в жизни присутствует сильная усталость, хронический стресс, наша парасимпатическая система сильно подавляется симпатической. Баланс рушится.

А блуждающий нерв — это и есть та самая педаль тормоза, которая помогает нам восстановить баланс.

Это уникальный нерв, он распространен от головного мозга до самых важных органов вплоть до брюшной полости (ЖКТ).

Он тот кто передаёт информацию мозгу о физическом состоянии организма. А мозг обратно сообщает, что теперь делать: идти в атаку или расслабить пятую точку.

Когда наш нерв в хорошем тонусе, то мы пребываем в позитивном состоянии.

Работает это и в обратную сторону. Наша способность расслабляться и позитивно мыслить прямо влияет на тонус блуждающего нерва.

Последние открытия ученых указывают на то, что стимуляция блуждающего нерва приводит к прекращению воспалительных процессов внутри организма (прямая связь и с иммунной системой).

Здоровье сердца напрямую связано со стимуляцией блуждающего нерва, поскольку во время последней запускается выработка вещества, которое называется «вещество блуждающего нерва» или же, говоря научным языком, ацетилхолин.

Наше психическое и физическое здоровье связано с тонусом нерва. Т.е., чем тонус выше, тем лучше наше состояние.

Что необходимо делать, чтобы блуждающий нерв был в тонусе? Как мы можем регулировать свое состояние и здоровье?
  1. Один из основных способов — это все техники и упражнения, связанные с глубоким дыханием животом: медитация, йога и, конечно же, танцы.

Танец, помимо дыхательной регуляции и физической нагрузки, также напрямую влияет на развитие нейропластичности.

Например, старайтесь выделять 10 минут в день, чтобы спокойно подышать животом. Такое глубокое дыхание восстанавливает сердечный ритм и приводит к более стабильному состоянию.

2. Спорт сам по себе. Самое главное без фанатизма и только те упражнения, которые подходят вам по здоровью.

3. Голосовые упражнения или пение. Да, да именно так. Стенки гортани тоже связаны с нервом, поэтому стимулируя ее вы стимулируете нерв. Так, что не стесняйтесь и пойте, а заодно пританцовывайте.

4. Следить за своим питанием. Это вообще важно по жизни.

Мы уже выяснили,что нерв связан с ЖКТ и иммунной системой. Теперь представьте, какие сигналы передает плохо усваивающий и разбалансированный ЖКТ. Отсутствие необходимых минералов и витаминов в организме сообщает мозгу о том, что все плохо, беда! надо поскорее бежать отсюда! или лечь и ничего не делать, совсем ничего.

В последнее время нейронауки совершают важные для человечества открытия.

Танцевально-двигательная терапия и телесные практики сильно опираются на эти знания нейронаук.

Статья про осознанность и как можно ее развивать: тут.

Психология болезни

психология заболеваний

Зачастую заболевания несут для нас выгоду.

Болезнь — это средство получить то, что необходимо.

Часто, это происходит таким путём, чтобы никто об этом не догадался, иногда даже вы сами.

Психология болезни проявляется в определенных шаблонах нашего поведения.

Это некий конфликт между тем, что мы сознаем, принимаем в себе и тем, что мы вытесняем. То, что находится в подсознании или бессознательном.

Все эмоции, которые мы старательно подавляем в себе и игнорируем, располагаются на этих уровнях. Там они начинают жить своей жизнью. Мы сами отказываемся от них, обрубаем контакт с ними и тем самым перестаём управлять ими.

Хронические болезни.

Это уже адаптация к постоянному состоянию нехватки чего-либо, игнорированию своих желаний (например, это может быть нехватка физического/эмоционального контакта, тянущиеся с детства). Или годами отработанная система компенсировать эти пробелы таким не самым полезным способом.

Мы можем совсем не замечать как эти модели проигрываются нами, как мы усердно продолжаем «забивать» на себя.

Важно найти путь, к этим не самым «радужным» эмоциям (особо токсичными являются зависть, обида, ненависть…), познакомтяя с ними. Иначе так и будет казаться, что живешь под воздействием каких-то неподвластных факторов…

Хотя эти факторы, это мы сами и есть.

Разобраться в психологии болезни помогает тело и движение. Вытесненные эмоциями легче проявляются с их помощью.

Сознательно погрузиться в подобные ситуации достаточно тяжело. Как и сознание тело прекрасно все знает о нас. В отличие от мозга оно не пытается сразу начать решать проблему и анализировать, что может погрузить в сильную тревогу.

С помощью движения и подключения ощущений в теле можно безопасно встретиться со своими эмоциями.

Реакция тела на «отрицательные» эмоции даёт более чёткий и понятный сигнал, на котором проще сфокусироваться.

Использование телесно-двигательных практик позволяет безопасно узнавать себя и проживать эмоции.

О том, как именно наше тело связано с психикой я писала тут.

Как эффективно решать споры.

Как эффективно решать споры


Разногласия, споры являются неотъемлемой частью близких отношений с партнерами, семьей, друзьями. И тут большинство людей застревают в 3 ключевых областях.

Вот как ориентироваться в них, чтобы эффективно решать проблемы:

1.Создание безопасности.

Безопасность — основа любых близких отношений. Если этого нет, то вместо этого есть закрытие, сдерживание, которые приводят к напряжению или негодованию, вспышкам гнева.

Отсутствие безопасности и вытекающая из этого осторожность могут, очевидно, рождаться в ситуациях. когда ваш партнер имеет злой нрав или излишне критичен, когда ваш родной человек чувствителен и очень эмоционально реагирует на всё, когда ваш друг склонен обвинять вас или делает вас виноватым за происходящее.

И в таких случаях вы лучше промолчите, чем начнете разговор о проблеме со своим партнером. Из-за страха “взрыва”, вы кусаете язык, потому что человек может почувствовать себя обиженным, но, и вероятно, неправильно поймет вашу точку зрения. Таким образом, вы начинаете избегать этой реакции.

Так вы пытаетесь обезопасить себя, быть осторожным, но на самом деле вы только отдаляетесь от близкого вам человека.

Путь к созданию чувства безопасности на самом деле лежит через позволение быть смелее.

Старайтесь говорить о том, что вас беспокоит, о том, что вызывает ваши страхи в открытом диалоге:

— я чувствую, что на самом деле меня не слушают;

— я слышу эту критику и злостные нотки в голосе, которые заставляют меня закрыться;

Вы делаете все возможное, чтобы быть ясным, и если другой человек отталкивает, не хочет прилагать усилия, чтобы понять вас, тогда решите, что вам нужно сделать в таких случаях, чтобы не чувствовать себя жертвой.

Но часто отсутствие безопасности — это не столько продукт текущих отношений, сколько продукт, рожденный еще в детстве.

Вы боитесь, потому что…вы научились бояться сильных реакций других.

Если эти детские раны в большей степени управляют вашими реакциями и чувством небезопасности, вы можете исправить эти раны, используя ту же стратегию — позволяя близким знать, к чему вы чувствительны, что вам нужно и как реагировать.

По сути, вам нужно сказать сейчас то, что вы не могли сказать своим родителям. Вам необходимо говорить, несмотря на эти старые страхи, чтобы свести их на нет.

2. Регулирование эмоций.

С безопасностью в качестве основы у вас теперь есть возможность вести открытые и честные диалоги по решению проблем, но теперь новое “препятствие”  может остановить вас- удержание эмоций от выхода из-под контроля.

Успокоение — это двухэтапный процесс:

1. Осознание того, когда ваши эмоции усиливаются.

2. Очевидно, успокоиться.

Здесь вы можете просто прекратить разговор и выйти из комнаты, чтобы уйти от триггеров, чтобы вы могли потушить свой эмоциональный огонь, или заземлить себя в данный момент — сделать несколько глубоких вдохов-выдохов, сказав себе, что пришло время прислушаться к своим ощущениям, найти точки напряжения, сжатия в теле и расслабить его, продолжая просто слушать.

Да, это может быть трудно сделать, но это навык, который вы можете практиковать в менее эмоциональных ситуациях — когда вы чувствуете нетерпение и раздражение, ожидая в длинной очереди в продуктовом магазине, или в пробке.

Сосредоточьтесь на том, что вы чувствуете, и сделайте глубокий вдох-выдох, дышите, продолжая чувствовать, то что есть в вас. Не пытайтесь форсировать и изменить свое состояние. Осознавая свои чувства и не критикую себя за них, вы можете можете сделать выбор: продолжать нагнетать свое настроение и прожить этот момент в полном негативе или же позволить этому быть как оно есть и поменять свой фокус внимания на что-то приятное, интересное, полезное.

Без этих навыков саморегуляции важные разговоры могут слишком легко сойти с рельсов.

3.Начинать заново.

Кружить назад … кружить назад.

Даже если разговор становится слишком жарким и он застопорился, важно вернуться назад и начать разговор снова после того, как вы оба, наконец, успокоились.

Но именно здесь многие пары застревают, потому что они просто не хотят этого делать, потому что боятся начать другой спор.

Вместо этого они начинают делать что-то отвлеченное, бормочут извинения или долго молчат, пока кто-то не сломает лед.

Но нерешенные проблемы никуда не делись. Они либо продолжают быть источником разочарования и борьбы, либо постоянно ходят по кругу, что ведет к все возрастающей эмоциональной дистанции.

Чтобы подготовить почву для более разумного, продуктивного разговора, можно задать направление: «я хотел бы снова поговорить о ____ на этой неделе, когда ты будешь не уставшим и не занят.»

Это позволяет избежать ощущения, что другой человек сбит с толку и вынужден вступать в диалог, когда он в плохом настроении, у него есть время подумать о том, что он хочет сказать.

Может помочь написание текста с некоторыми мыслями заранее, чтобы снова не вовлекаться в сильные эмоции.

Как стать более осознанным?

creative psychology: осознанность внимание и сознание
Осознанность, внимание и сознание.
Наши мысли — не являются нами.

Мысли постоянно возникают в голове — это как «гоночный трек», наполненный непрерывным потоком информации.

Как связаны мысли и осознанность?

В нашем сознании постоянно что-то происходит, мы воспринимаем очень много информации каждую секунду. Мы постоянно, что-то чувствуем, ощущаем, видим, слышим.

Даже когда мы сосредоточено занимаемся чем-то, нас могут отвлечь проносящиеся мысли. Они вовлекают в свой вихрь, завладевая нашим вниманием и поднимают на поверхность эмоции. Поддаваясь им мы тем самым даем импульс для дальнейшего раскручивания. Мы можем даже не заметить, как вдруг оказались в их «плену».

Подобные мысли и возникающие на их фоне эмоции, на самом деле, не отображают реальное положение дел. Они не имеют ничего общего с тем, что происходит «здесь и сейчас».

Когда мы раз за разом прокручиваем в голове негативную ситуацию, мозг реагирует на нее, как на реальное покушение безопасности. Наши творческие способности в этот момент отключаются и включаются механизмы защиты.

Вспоминая прошлое или думая о будущем у нас в голове возникают вымышленные трудности, а не настоящие.

Осознанность помогает нам сохранять связь с настоящим моментом.

Чем меньше степень нашей осознанности, способности находится в настоящем, тем меньше мы проживаем жизнь в контакте с собой и с действительностью.

Осознанность позволяет соизмерять мысли с реальностью, что помогает противостоять негативу.

Прочтите вслух: «Я ничего не могу достичь. У меня ничего не получается».

Понаблюдайте, как отозвалось ваше тело, какие ощущения возникли? Может возникнуть страх или другая эмоция, которая никак не связана с реальностью. Эта мысль не является действительным фактом.

Речь не о том, что мысли не имеют ценность.

Самое важное здесь, учиться наблюдать за этими мыслями, чтобы вовремя ловить их. И как следствие, не давать им управлять вниманием и состоянием, что может мешать наслаждаться настоящим.

Они лишь наши комментарии к происходящему.

Осознанность позволяет принимать эти мысли, наблюдать за ними, но не вовлекаться с головой в их «круговорот».
При этом «Принятие» — это не равно пассивность или смирение.

Для меня принятие, это позволение чувствовать, то что на самом деле есть внутри. Это быть доброжелательным, открытым к своим ощущениям и чувствам. Без оценки и попыток избежать или отрицать свои чувства.

Принятие особо важно при сложных ситуациях и негативных ощущениях. Не нужно стремиться сразу расслабить себя, как только начали испытывать что-то неприятное. Дайте свое внимание всему, что происходить внутри вас в этот момент.

Без оценок, запретов и интерпретаций позвольте чувствовать, то что есть из позиции заботы и любви к себе.

Осознанность позволяет нам делать выбор на чем фокусировать внимание.

Неприятности и трудности никуда не исчезнуть из жизни.

Но у нас есть выбор: либо укоренить в себе негатив и застрять в поглощающих эмоциях. Отнять у себя возможности быть творческим и открытым новому. Либо принять свои ощущения в настоящий момент и найти новый способ действия.

Мы можем прожить момент «здесь и сейчас» таким, какой он есть. Само по себе происходящее вокруг нас нейтрально, мы сами даем всему «окраску» и оценку.

Эмоции включают в себя наши телесные ощущения и в целом наш организм (физиологию). Сознание и тело неразрывны. Поэтому осознанность и понимание нашей целостности, также неотделимы друг от друга.

Работая с клиентами я стремлюсь показать им эту целостность, чтобы прийти к осознанности и сохранить ее в реальной жизни.

Статья о том, как еще можно регулировать свое здоровье и эмоциональное состояние: тут.

Как можно справляться с многозадачностью: тут.

Творчество.

Часто тело ясно выражает то, что язык отказывается выговорить.

«Творчество — одно из главных средств, с помощью которых человек может освободить себя от оков обусловленных реакций и привычных поступков…» (Ариети,1976г.)

Видео: Танец под водой, Джули Готье.

Руэлла Франк. Фундаментальные движения.

Руэлла Франк

Руэлла Франк – одна из самых известных гештальт-терапевтов в мире, к сожалению, мало представленная в России.

Является доктором философии, с середины 1970-х годов занимается исследованием ранних движений ребенка и их влияния на жизнь взрослого человека.

Руэлла удивительный человек, живущий насыщенной телесной жизнью. В свои годы (ей за шестьдесят), она ведет активный образ жизни, практикует и преподает йогу, стоит на голове во время семинарских перерывов и много-много двигается. Особенность ее работы как раз и связана с движениями.

Она начинала свою профессиональную деятельность как танцовщица, практиковала и преподавала йогу, изучала разнообразные теории движений и двигательные терапевтические практики (в том числе метод Александера, метод Фельденкрайза). Среди ее учителей – Лора Перлз, Ричард Кицлер, основатель методики Body-Mind Centering Бонни Б. Коэн.

На протяжении всей жизни Руэлла разрабатывает терапевтический подход, при котором развитие ребенка рассматривается с точки зрения развития его кинестетических процессов. Руэлла исследует и раскрывает особенности двигательного репертуара младенцев первого года жизни и их фундаментальные движения как основу этого репертуара:

  1. YIELD — уступание веса своего тела поверхности.
  2. PUSH — толкание.
  3. REACH — дотягивание до другого.
  4. GRASP — захватывание того, к чему дотянулся.
  5. PULL — притягивание этого к себе.
  6. RELEASEING — высвобождение с тем, чтобы вступить в новый контакт.

Руэлла Франк много работает со взрослыми пациентами, парами и группами. Важное место в ее практике занимает работа с матерями (отцами) и младенцами. Она подмечает малейшие различия в телесных паттернах уже месячных малышей, чувствует их ритмику, особенности течения энергии, то, как младенец – который даже еще не держит голову! – использует пространство вокруг себя для установления контакта.

Вот папа держит малышку: он сидит на полу, его стопы прочно упираются в пол, для поддержки баланса и вертикальности он использует руки, плотно опираясь на ладони позади себя, малышка безопасно расположилась на его бедрах и коленях. Кажется, что они вот-вот встретятся глазами, но ее взгляд блуждает (ребенку нет еще и месяца), и в теле нет единой направленности. Руэлла предлагает упереть ее крохотные стопы в папин живот, поддерживая у нее ощущение опоры через взаимное толкание (push). Это соприкосновение тут же переорганизует поле контакта. Ее тело приобретает более отчетливый и целостный тонус, ориентируясь вокруг новой точки телесного взаимодействия. И мы ясно видим, как меняется ее взгляд, становясь более сосредоточенным и как бы более плотным (таким же плотным, как и контакт ножками) и направленным! Она находит отца и теперь уже смотрит на него, не отрываясь, пока сохраняется поддержка опоры (reach / grasp / pull). Такое вот обыкновенное чудо.

«Ничего не возникает без поддержки… Давайте столько поддержки, сколько необходимо, но не больше, чем требуется»
(с) Лора Перлз.

На протяжении первого года жизни дети и родители общаются невербально, тело к телу. Развитие в этот период является фундаментом взаимоотношений в нашей взрослой жизни.  

«Этот ранний период жизни в движении, служит корнем продолжающегося невербального взаимодействия и последующего словесного выражения – этот язык остается ключевым элементом в общении на протяжении всей жизни» (с) Руэлла Франк.

В первый год жизни ребенок подает сигналы взрослому вокализацией и движениями: паттернами жестов, дыхания. Таким образом ребенок сообщает о своих потребностях другому. То, как взрослый и ребенок контактируют друг с другом, посредством каких движений, и становится стилем общения, о котором мы говорим«контактирование в гештальт терапии», т. е. как мы находимся в контакте с окружающей средой.

Любое телесное исследование у Руэллы – это исследование телесного процесса в контакте. Это не просто вопрос о том, что я ощущаю в тот или иной момент времени, это не разговор о «моем» теле, но это исследование того, как я ощущаю себя в данном пространстве, рядом с тобой. Кто есть ты для меня? Поверхность, на которой я стою, воздух, который меня окружает, человек, который стоит рядом со мной? Как я откликаюсь, когда ты приближаешься ко мне или удаляешься? «Растекаешься», теряя тонус, или напрягаешься и замираешь? Вытягиваешь кончики пальцев или сжимаешь кулаки? Мой телесный процесс не существует без Другого, он – отражение поля отношений между нами, он порождаем Другим и порождает Другого в каждый момент времени.

Руэлла считает, что базовые движения объясняют, как опыт живет в каждом моменте, в каждом взаимодействии. Все эти шесть движений переплетаются и поддерживают опыт контактирования.

В описании своей работы с мамой и трехмесячным малышом в своей книге Руэлла отмечает:

«Когда она (клиентка) снимала свою куртку, я отметила, что ее голова наклонена вперед, что очертания ее плеч создавали давление на ее ключицы и что верх ее грудной клетки сдавлен. Темно-рыжие волосы обрамляли лицо Рейчел, прозрачная кожа и нежные черты создавали общее впечатление хрупкости. Мы обменялись приветствиями и, на мгновение, широкая улыбка стерла с лица ее явную усталость».

Описания Руэллы всегда полны анатомических подробностей, это ее словарь. Ценной является вся информация: какие мышцы задействованы больше, а какие не задействованы вообще; как распределен вес; какие движения присущи этому человеку; какие части тела развиты; как человек опирается на пол или на спинку кресла.

Описывая малыша вышеупомянутой мамы, Руэлла отмечает:

«Вместо того, чтобы использовать свои ноги в качестве рычага, Алекс употребляет силу мышц спины, чтобы облегчить скручивающие движения. Не используя элемент толкания ногой или энергичного хватания рукой, он не способен интегрировать совместные усилия сгибательных и разгибательных мышц своего тела. Скручивание ново для него».

Эти детали имеют большой практический смысл в работе Руэллы. Например, в представленной истории, которая развернулась сразу несколькими важными темами для жизни мамы и малыша, наблюдение про сгибательные мышцы имело свое интересное объяснение:

«Тогда я объяснила, что сгибательные мыщцы находятся на передней части торса и стимулируются, когда ребенок лежит на животе. Когда эти мышцы активированы, они ведут младенца (ребенка, взрослого) внутрь, все части тела двигаются по направлению к центру, чтобы закрыться, защититься. Когда же ребенок остается на спине, стимулируются разгибательные мыщцы. Они ведут малыша (ребенка, взрослого) наружу, разворачивают его к миру».

В случае с маленьким Алексом частью ответа на сложности матери было создание возможности для ребенка к развитию мышц живота и скручиванию. Это давало шанс малышу создавать свой уют, находить для себя возможность закрываться и утешаться через собственное тело, через собственные ресурсы, а не только за счет матери, которая к тому моменту была уже очень истощена и с трудом могла находиться в контакте с ребенком продолжительное время.

Конечно, Руэлла не стремится переделать клиента, научить его новым движениям:

«У меня нет цели сделать их более привлекательными для внешнего мира. Моя задача – познакомить их с базовыми двигательными паттернами, с репертуаром их собственных движений, которые они используют как в обычной жизни, так и в состоянии стресса, в частности. Этот набор движений будет соответствовать набору аффективных переживаний, поскольку движение неотделимо от чувствования и даже от восприятия. Поэтому я хочу, чтобы клиенты осознали свой базовый репертуар – то есть движения, которые они все время повторяют, и поняли, в каких случаях они дела-ют эти движения. Теперь, когда клиенты больше знают о себе, я хочу, чтобы они овладели расширенным репертуаром, который дает больше возможностей для движения и переживания чувств – то есть больше возможностей для творческого приспособления. Да, у клиентов появится более обширный репертуар чувств и движений, но добавит ли им это грации? В своей работе я к этому не стремлюсь.»

«Человека можно научить большей подвижности, для этого есть техника Александера, есть йога, есть методика Фельденкрайза. Не существует правильного способа ходить, быть, дышать; есть только осознавание того, как ты это делаешь в данный момент.»


«Когда экспериментируешь с развивающими телесными
практиками, обнаруживаются такие вещи, которые зачастую не
проявятся в обычной терапии. Двигательный паттерн обладает просто поразительной, едва уловимой утонченностью: мы
наблюдаем очевидное, но еще не проявленное. Такие вещи во
многом довербальны. Я не считаю себя телесным терапевтом,
потому что любой опыт есть в теле, потому что гештальт-терапия имеет прямое отношение к телу, я всего лишь распознаю смысл движения. Нельзя сказать, что я работаю с телом,
я просто ищу наиболее эффективный способ работы с клиентом посредством движения.»

Руэлла Франк – руководитель Центра соматических исследований, преподаватель Сообщества гештальт-терапевтов и Нью-Йоркского института гештальт-терапии, ведет широкую преподавательскую деятельность в США, Мексике и Европе. Она автор множества статей, участвовала в коллективных научных сборниках, издала книгу «Сознающее тело: соматический и развивающий подход в психотерапии», переведенную на четыре языка.

Как найти психолога?

как найти психолога

Я написала данный текст прежде всего для:

кто думает найти психолога, обратиться за психологической помощью;

кто уже был у психолога или другого специалиста, но этот опыт был негативным и породил стойкое ощущение, что “больше ни ногой”.

Данный текст также будет полезен и для просто интересующихся.

Рекомендации, которые помогут найти подходящего психолога:
  1. Важно найти “Своего” человека. Это лакмусовая бумажка для проверки “то” или “не то”. Красная ниточка, которая проходит сквозь все пункты.

Про что же это “свой” человек? Как найти своего психолога?

Прежде всего это “быть на одной волне”, “говорить на одном языке”.

Быть примерно на одном уровне личностного развития (это не про степень интеллектуального развития, хотя это тоже важно).

Важно, чтобы было схожие ценности и мировоззрение. Порой, это сложно объяснить словами, ты просто чувствуешь. Когда ты говоришь с человеком и понимаешь: вот да, это оно!

2. Узнайте: чего именно специалист придерживается в работе. Содержательную и смысловую составляющую.

Для того, чтобы найти действительно подходящего вам психолога, я рекомендую не бояться и не стесняться узнавать как можно больше информации:

Поймите, что кроется под различными терминами и названиями подходов, в которых работает специалист.

Насколько вам подходит то или иное направление, какие ваши цели, что именно вы хотите получить для себя от работы с психологом?

Например, если вы знаете, что вам нужен быстрый результат (“приклеить пластырь и побежать дальше”) и вы не готовы на долгосрочную работу, то в рамках психологической помощи, “психоанализ” вам точно не подойдет.

Специалист, позиционирующий долгосрочный подход к работе, тоже не ваш вариант.

Может вам полезнее будет групповая работа, чтобы посмотреть/послушать других и вы не хотите/не готовы встречаться с психологом с глазу на глаз? Или может вам вообще нужен коуч, а не решать глубинные вопросы.

Понять ценности и принципы.

Помимо “гугленья” информации, важно услышать от самого специалиста его рассказ о том, как он работает, чего придерживается в работе (ценности, принципы). Даже в рамках одного направления работают очень разные люди. Психолог тоже человек со своим набором возможностей и ограничений.

Позвоните и пообщайтесь. Объясните все как есть: что сомневаетесь насколько вы подходите друг другу, вам интересно подробнее узнать, что это за подход такой, что будет происходить в процессе встречи? Будьте открыты и честны, тогда и обратно вы получите тоже самое.

Всем известные способы:

  • Рекомендации от близких/знакомых людей. Кстати, лучше всего будет, если рекомендации дадут люди, которые действительно близки вам по духу или решали схожую с вашей проблему. Тогда больше вероятности, что вы сможете найти психолога, с которым вам будет комфортно работать.
  • Посмотреть сайт, страничку в соц.сетях, найти отзывы.
  • Почитать статьи/личный блог, если, конечно, они есть у специалиста.

Но может случится так, что даже рекомендации вам не подойдут и сайта может и не быть, а в соц.сетях не всегда выкладывается полная информация.

Всё эти способы найти психолога важны, пренебрегать ими не надо, но не стоит слепо доверять рекомендациям и тому, что пишут в интернете.

Опирайтесь прежде всего на себя, на свои ощущения!

3. Когда вы нашли психолога и пришли на встречу, важно обратить внимание на качество контакта и установление доверия.

Неприятные “сигналы” во время общения: когда вроде все нормально, но вот как-то нет взаимопонимания, не складывается.

Попробуйте обсудить эти моменты напрямую со специалистом, задать дополнительные вопросы и увидеть его реакцию и позицию на происходящее.

Тогда все может получиться или наоборот завершиться толком не начавшись, что на самом деле тоже хорошо.

Многие выбирают выжидательную позицию или просто закрывают глаза на “мелочи”. Я знаю истории не понаслышке, когда неприятные “звоночки” в итоге выливаются в негативный результат.

У каждого из нас свои границы по установлению доверительных отношений, за раз они не формируются. Многое будет зависеть, в том числе, от вашего внимательного отношения к происходящему.

Отмечу, что качественный контакт и доверие являются базой для всего процесса психологического консультирования.

Специалист формирует эту основу. То как он это делает — отдельный, серьезный вопрос, но помните, что вы и только вы принимаете решение.

Ответственность за происходящее в жизни вы не снимаете с себя, приходя к специалисту.

4. Если все-таки “что-то пошло не так”.

Если специалист вдруг говорит, что не может продолжать с вами работать или происходит что-то подобное тому, как описано в истории про двух психологов в начале текста, ТО:

  • Во-первых, если вам не было высказано никаких конкретных оснований и на ваши вопросы не было дано объяснений по принятому решению, не сформулированы причины, лежащие в основе возникновения тех или иных заключений, то скорее всего нужно достать свою “лакмусовую бумажку” и еще раз вместе с ней пройтись по всем пунктам.

НЕ спешите паниковать или брать на себя то, что вам не принадлежит: чужое мнение и восприятие. Есть еще замечательное, всеми любимое понятие проекции.

  • Во-вторых, Верьте себе.

Вы имеете право чувствовать то, что вы чувствуете, даже не имеете право, а это естественно чувствовать!

Каждый из нас рос, воспитывался, развивался в отличных от других семьях, школах, городах. То, что считается хорошо в одной семье, в другой не то, чтобы может не приниматься, а даже совсем не существовать в рамках их “реальности”.

Цените свой опыт, со всеми кочками и завихрениями.

Не позволяйте кому-то вызывать у вас чувство стыда, неловкости, за то, что вы чувствуете и как вы чувствуете.

И еще раз: чувствуйте и переживайте то, что на самом деле есть внутри вас, а не то, что вам пытаются навязать, присвоить.

У вас есть то, чего нет больше ни у кого: вы, ваш голос, ваш ум, ваша история, ваше видение. Поэтому пишите, рисуйте, стройте, играйте, танцуйте, живите так, как можете лишь вы. © Нил Гейман, писатель-фантаст

  • В-третьих, отнеситесь к себе бережно и с заботой.

Например, вы приходите к окулисту и просите подобрать линзы для работы за компьютером и капли от сухости в глазах. В ответ слышите, что вам надо к лору и попить антибиотики. Вы киваете и уходите… А в голове крутится вопрос: “Что это сейчас было?”.

Как итог задача не решена, результата нет, зато прибавилось много нового и абсолютно непонятного. Лучше всего найти другого окулиста, чтобы прояснить ситуацию и решить свои задачи. Позаботиться о своем здоровье и безопасности.

Подходящий вам профессионал окажет поддержку какой бы сложной ситуация не была.

Он не “уволит” вас без объяснения причин. У вас будет доверие к нему, чтобы честно сказать о своих чувствах, задать вопрос, а он честно ответит, что он может сделать для вас в рамках данной ситуации.

Да, психолог — это не всегда приятно, легко и быстро. Да, вы будете сталкиваться с сильными, непростыми эмоциями, сопротивлениями.

Но, помимо этого, в процессе сохраняется внимательное и бережное отношение к личности. Психолог помогает обнаружить свои силы и ресурсы, показывает новые возможности. Есть “погружение” во что-то неприятное и есть опора, которая дает возможность идти дальше.

Мое отношение к психологии.

Профессия психолога достаточно неоднозначная, в том смысле, что это наука на стыке наук, включающая в себя и опирающаяся, практически на все знания о человеке (хотя может и не практически).

Не все, что есть в психологии можно измерить, увидеть, потрогать. Собственно как и в человеке, и в мире.

Я верю, что психология появилась, чтобы помогать, лучше понимать, расширять горизонты восприятия и мышления, улучшать качество жизни, открывать новые возможности.

Каждый психолог — это обычный человек со своим “багажом”, убеждениями. Это не супер люди, живущие в “идеальном” мире.

Да, психологи должны проходить личную терапию в качестве клиента, но как известно этот процесс может быть длинною в жизнь. Каждый новый жизненный этап открывает новые уровни для постижения и развития.

Люди не статичны. Мы движемся и меняемся.

По крайне мере, я надеюсь, что нет практикующих психологов, которые не обращаются к психотерапевтам.

И все эти неприятные истории о столкновении “не с теми” специалистами лишь подкрепляют уверенность и четкое понимание того, что никакие дипломы и регалии не заменят человеческого отношения и понимания “что делаю”, “зачем”  и “как”.

Что важно для психолога?

Считаю, очень важно быть открытым и гибким, работая в этой сфере.

Сталкиваясь с чем-то сложным и неизвестным, каким-то не таким часто испытываешь страх.

И психологи тоже это чувствуют. Для того, чтобы справляться, в том числе, и с такими сложностями у психолога есть психолог.

Постоянно развиваться.

Не только в рамках своей профессиональной области, но как личность.

Не бояться ответственности и ошибок.

Страх ошибок, неуверенность порождают еще большие ошибки. Прибавим к этому неспособность признавать свои “теневые”, “слабые” стороны и может получится, что вместо того, чтобы помочь мы кидаем человека на “амбразуру”, вредим его состоянию.

Есть этический кодекс и еще множество негласных принципов, но сейчас я про то, что важно видеть живых людей, со всей своей уникальностью. Понимать, что никто не является всемогущим и знающим всё.

Одну и туже ситуацию, информацию каждый будет интерпретировать по-своему, сквозь свою лупу и топить за свою правду.

“Видите ли, в этом мире есть одна ужасная вещь, а именно что каждый имеет на все свое объяснение” (Жан Ренуар).

Важно не забывать для чего все это делается и создается. Цель одна — быть счастливыми.

Берегите себя.

Психосоматика

блог психосоматика

Что такое психосоматика?

“Все заболевания психосоматические”© Луис Кьоцца.

Это вовсе не означает, что причинами заболеваний является психика.

Главная идея в том, что она неотделима от физического. Любая материя не может существовать без формы и наоборот. Даже бесформенная — это тоже форма.

Психосоматика — это как отношения материи и формы, болезни в теле и психики.

“Взмах крыла бабочки вызывает цунами на другом конце света”.

Так и в нашем организме все неразрывно. В каждом заболевании присутствует большое количество факторов и причинно — следственных связей.

“Я заболел, я плохо себя чувствую” — говорим, когда у нас кашель, болит живот и.т.д.. Мы относим свою болезнь к «целому» себе.
Не “что-то заболело”, а “кто-то болен”. Нам открывается совершенно новое восприятие заболевания, когда мы начинаем относится к нему, как болезни “Кого-то”, а не “Чего-то”.

В медицине пациент превращается в поле битвы между врачом и болезнью, потому что присутствует восприятие: “что-то заболело” и основная цель — восстановить отдельный механизм. В тоже время мало кто сомневается, что состояние души влияет на состояние тела.

Последние годы психосоматика все больше изучается медициной. Многие заболевания уже официально отнесены к данной категории.

Как же именно одно оказывает влияние на другое?

При заболевании мы видим либо только физическую часть болезни, либо только психологическую, но это две стороны одной и той же монеты.
Психика и все наши органы/тело взаимосвязаны и работают вместе. Соединяет их между собой третье звено — бессознательное.

⠀ В болезни всегда есть два аспекта:
  • Физиологический;
  • Психологический.

В нашем бессознательном всё психосоматично и на внешнем уровне это может проявляться как:

  • Чисто психологическое.
  • Только соматически (телесно).
  • Иногда и то и другое (психосоматическое).

Наши заболевания можно рассматривать как язык тела. Симптомы — его внешнее проявление. С помощью такого него с нами общается не только физическое, но и психическое.

У всего есть причины и следствия, а также есть намерения и цели. Болезнь она не только «потому что..», но и «для чего-то…».

Часто что-то забытое, вытесненное возвращается к нам в виде тех или иных симптомов. Оно все время будет стараться находить возможности «реализоваться», быть прожитым до конца.

Кому интересно, на данную тему я написала еще одну статью «Психология болезней».

Самооценка и танцевально-двигательная терапия.

самооценка и танцевально-двигательная терапия

Мы постоянно даём оценку себе и другим

Человек не рождается с полностью сформированной самооценкой.

Когда ребёнок переносит фокус с себя на других, отделяет себя от них, начинается ее развитие и продолжается…и продолжается…

Мы с детства привыкли, что нас оценивают: родители, детский сад, школа, институт, работа, семья, дети и дальше по кругу.

Когда ребёнок, по мнению взрослых, делает что-то плохо/не так он чувствует угрозу лишения их внимания и любви, и тогда запускается процесс оценки себя: Какой я сейчас? Такой или не такой?Частенько, то что мы делаем отождествляется с нашим целым «Я».

Поэтому действия/движения становятся тем, что постоянно под прицелом собственного и социального внимания, контроля.

Все это к тому, что я задумалась: Почему очень многим так страшно начать «движение» или начать что-то делать, почему это так сковывает и смущает?

Есть мнение, что начать двигаться на консультировании у психолога — непонятно/страшно/странно.

Если подумать, движение это сама наша суть, это наше естественное проявление, ведь если бы мы не двигались, то имели бы совершенно другую форму, образ.

Без движения мы не развиваемся.

Это чувство скованности, как правило, связано с той самой самооценкой, ожиданием оценки со стороны.

Мы пытаемся контролировать себя, чтобы соответствовать ей или из-за страха «выглядеть как-то не так».

Отличие танцевально-двигательной или двигательно-разговорной терапии в том, что на ней создаются условия и атмосфера, когда вы можете отключить тумблер: — я выгляжу глупо, — я не умею, — что обо мне подумают и.т.п..

На таком сеансе нельзя сделать что-то «не так».

Конечно же, тут очень важны доверительные и честные отношения между психологом и клиентом.

По сути на таких консультациях работают все те же принципы и правила кодекса психолога просто используется то, что является для человека самым искренним и привычным способом самовыражения- движение.

Прежде чем начать говорить человек общается с собой и миром с помощью движений. Речь, как известно, доносит лишь малую толику того, что вы на самом деле думаете, чувствуете.

Видимо, поэтому говорить безопаснее и проще.

Соединение движения и вербального выражения переживаемых эмоций/состояний даёт возможность выйти на по-настоящему глубинный уровень, более высокие скорости проработки запросов.

В вашем распоряжении не один канал по работе с собой, вы используете всю свою цельную сущность.Поэтому, в данном случае достигается осознанность не просто «на словах», а действительно от пяточек до макушки.

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять