Депрессия

По стопам вебинара по работе с депрессией в EMDR подходе с Арни Хофманном и Марией Ленонг.

Доктор Арни Хофманн — специалист в психосоматической медицине. Он возглавляет EMDR институт в Германии и является одним из руководителей клиники EMDR по работе с травмой под Кельном. Он один из основателей Европейской Ассоциации EMDR. 

Доктор Мария Ленонг — аккредитованный тренер EMDR, вместе с Арне Хофманном и другими она разрабатывала и исследовала концепцию лечения депрессии методом EMDR.


Основные факторы влияющие на развитие симптоматики депрессии:

  • Нехватка витаминов, минералов, солнечного света;
  • Связь с генетикой: важно помнить, что баланс гормонов и состояние эндокринной системы также влияют на общее функционирование организма и состояние.
  • Связь с тяжелым детским опытом и ПТСР или КПТСР (комплексное посттравматическое стрессовое расстройство).

Риски:

  • 15-20% людей с депрессией не отвечают на терапию и тогда она переходит в хроническую форму;
  • риск рецидивов: через 1 год  — 37%; через 15 лет -15%;

На рецидивы влияет:

  • Если была неполная ремиссия после последнего эпизода.
  • Количество депрессивных эпизодов. Чем их больше, тем выше риск рецидива.

У депрессии нет четкого паттерна.

Из истории исследований депрессии:
  • Генетические исследования. В 2003г., A. Caspi, в журнале Science опубликовал результаты своих исследований.

“Нет чисто генетического фактора развития депрессии. Нет какого-то одного гена отвечающего за риск ее развития. Особенно, если в жизни человека ничего такого не происходило, что могло оказать стрессогенный, травмирующий эффект”.

Риск развития депрессии прямо пропорционально растет с количеством тяжелых жизненных ситуаций.

Ни в одном из исследований не было найдено связи между генами и тяжелыми жизненными ситуациями.
Считается, что генетика влияет примерно на 30%, но не является решающим фактором депрессии.
Вывод: фарма не является решением в данном случае, а лишь поддержкой.

  • Есть также менее обширные и популярные в сообществе исследования, но при этом они были сделаны в тоже время, что и генетические исследования, описанные выше.

Среди них исследование “life events and trauma” (жизненные события и травма).

Основные выводы:

  • Депрессия наиболее распространенный результат сексуального насилия в детском возрасте, проявляющийся во взрослом возрасте.(Putnam, 2003г.)
  • Ранняя травма и дисфункциональная семья являются причиной около 50% большого депрессивного расстройства и суицидальных наклонностей (Fellitti, 2001;2004гг.).
  • Риск развития депрессии накапливается, чем больше событий, тем выше риск. Чем выше доза, тем больше эффект.


Какие именно события связаны с депрессией?

В исследование этого вопроса принимали участие 7322 пар близнецов.

Были обнаружены связи депрессии с событиями: 

— потери (потери близких, смерть, а также потери бизнеса/работы);

— сепарации (расставания с партнерами, любимыми и.т.д.);

— унижения (буллинг).

В основном идет речь об отношениях. Часто именно “травма” отношений/взаимоотношений связана с депрессией.

Интересно, что события, которые непосредственно угрожают(ли) жизни и/или несут угрозу для жизни связаны непосредственно с тревожными расстройствами (ПТСР).

Депрессия практически всегда связана со стрессом (стрессогенными событиями), но далеко не всегда эти события являются травмой в общепринятой трактовке. 

У 50% людей с депрессией в истории есть тяжелые детские события — стрессогенные события. Не все из этих событий являются травмой с точки зрения МКБ (международной классификации болезней).

Жизненные события имеют наибольшее влияние и сними мы можем работать. Только лишь одна генетика и медицина не имеют долгосрочного эффекта.

Медикаменты приглушают депрессивный фон пока депрессивный эпизод не заканчивается естественным путем.

Нейробиологические предпосылки:
  1. Стрессогенные и травматические переживания могут создавать патогенные переживания, которые приводят к возникновению депрессии, птср. (патогенность (от др.-греч. πάθος — страдание, болезнь и γένεσις — возникновение, первоисточник) — способность быть причиной (порождать) патологии (болезни))
  2. Мозг и весь организм в целом имеют внутреннюю систему самоисцеления, способную трансформировать эти воспоминания и излечиваться.

При воспоминании таких патогенных воспоминаний самая высокая активность наблюдается в лимбической системе головного мозга (отвечает за эмоции). Особенно активны мозжечок и амигдала (этот участок связан с эмоцией страха), а также много активности в затылочной части — это все те, части, которые отвечают за телесные проявления и эмоции.

Большинству людей переживших травму не нужна терапии, т.к. мозг и организм способны самоисцеляться со временем. 

Через 6 месяцев после стрессогенного/травматического переживания, где-то у 40% самоисцеление может не произойти и тогда необходима помощь.

  1. В некоторых ситуациях внутренняя система переработки информации нашего мозга блокируется, поэтому патогенные воспоминания и симптомы никуда не уходят.

EMDR-терапия позволяет разблокировать систему переработки и трансформировать воспоминания.

Были проведены исследования, где на скане мозга видно, что после EMDR-терапии активация происходит уже не в лимбической системе мозга, а в коре больших полушарий (осознанность).

EMDR помогает достичь адаптивного разрешения и исцеления.

По итогам исследований риск рецидивов при использовании EMDR и дополнительных видов терапий уменьшается, т.е. полная ремиссия в таких случаях наступает примерно у 60-80%.

После EMDR воспоминание перемещается во внешние участки (ассоциативный коротекс), где хранятся обычные воспоминания (не патогенные).

В основе такой работы в EMDR лежит модель АПИ — адаптивная переработка информации

В 60% обращений, связанных с депрессивными эпизодами имеют место три сестры, часто проявляющиеся вместе:

  • ПТСР.
  • Депрессия.
  • Тревожное расстройство.

Бывает и такое, что депрессия проходит, но при стрессовых ситуациях (триггерах) человек как бы возвращается в это состояние, тогда с этим тоже можно работать.

В заключении:

В основе депрессия лежат главным образом стресс и травма.

Исследования показывают, что использование в том числе EMDR может давать более стабильный результат и более низкий уровень рецидивов.

Добавлю несколько моментов от себя, которые считаю важными в данной теме:

Не все состояния апатии и снижения настроения, активности, жизнедеятельности являются депрессией. 

  • В начале было написано про сезонные влияния на биоритмы, нехватку витаминов, солнца, а также гормональные изменения — проявления на фоне таких факторов могут быть схожи с депрессией. Но вовсе необязательно, что это развернется в то, что принято называть клинической депрессией. Все индивидуально.
  • Также, бывает, что состояние под названием “эмоциональное выгорание” относят к депрессии. Но это совсем другое состояние, да схожее по основным признакам, но внутри оно другое. 
  • Нет ни одного доказательства, что прописываемые препараты при депрессии делают людей счастливее и, что есть какое-то вещество способное помочь в этом.

Все больше и больше врачей, психотерапевтов, психиатров по всему миру видят пользу в совместной работе с психикой и телом.
Без контакта со своим телом, без включенного, живого, движущегося тела изменений в состоянии не происходит.

  • В последние годы большинство исследователей связывают развитие нарушений в слаженной работе мозга и других систем организма при депрессии с нарушениями нейропластичности. При депрессии и хроническом стрессе (дистрессе) не происходит подавления выделения гормонов стресса (кортизол), что приводит к истощению и нарушению функционирования целостной системы организма и мозга, включающие такие важные сферы жизни как: эмоции, восприятие, память, поведение, мотивация.

Нейропластичность в свою очередь происходит, когда мы занимаемся двигательной деятельностью, дышим и движемся, бегаем, осознанно ходим, танцуем, также при занятиях творчеством запускается процесс нейропластичности.

Нейропластичность — свойство человеческого мозга, заключающееся в возможности изменяться под действием опыта, а также восстанавливать утраченные связи после повреждения или в качестве ответа на внешние воздействия.

Это и есть один из способов нашего организма самоисцеляться и восстанавливаться.

  • Процесс развития депрессивного состояния проходит через “борьбу” между защитными и разрушительными факторами, которая заканчивается в пользу последних. 
  • Как уже тоже было сказано, но в заключении повторюсь — несмотря на большое число существующих сегодня препаратов, усилить защитные факторы с помощью антидепрессантного лечения, к сожалению, удается не всегда.
  • Последнее исследование «физические упражнения и депрессия» (2021) выявило корреляцию между регулярной физической активностью, улучшением симптомов депрессии и восстановлением нейропластичности у людей с депрессией. 

Исследование было опубликовано в журнале Frontiers in Psychiatry.

«Чем больше нейропластичность, тем отчетливее клинические симптомы уменьшаются», — сказала Карин Розенкранц в пресс-релизе в августе 2021 года. 

«Эти изменения не были столь выражены в группе, принимавшей участие в контрольной программе (без упражнений). Это показывает, что физическая активность влияет на симптомы и способность мозга изменяться — нейропластичность».

Диалог

В этом тексте пишу в том числе и свои размышления, но ссылаясь на психологию, биологию, социологию, философию, т.е. на некоторую часть уже имеющихся знаний о природе человека.

Текст длинный — предупреждаю для расчета своих сил и времени. Как вариант делать перерывы на свои размышление и переваривание.

Послушала психоаналитический взгляд. Основные тезисы:

  • В человеке работают одновременно две разнонаправленные силы. Сила жизни, которая влечет его к наслаждению, к отношениям, к построению семьи и рождению детей и к любви. И сила смерти, которая атакует все связи, созданные человеком – между смыслами, между событиями в прошлом и настоящим, между объектами, между людьми и между клетками в организме в конечном итогу приводит к разрушению всего и к смерти.
  • Можно так сказать, что человек с его внутри-психическим миром всегда нестабилен, он всегда подвергается конфликту между этими двумя влечениями. Мортидо (влечение к смерти) и либидо (влечение к жизни).
  • Любой конфликт начинается в голове.
  • Влечение к жизни и к смерти не разделены. Они всегда вместе, в один и тот же момент.
  • Внутрипсихически необходимо совершать выбор между жизнью и смертью. Это непростой выбор.
  • О силе смерти написал Фрейд в своей работе «По ту сторону принципа удовольствия» и назвал ее мортидо – стремление к смерти.
  • Можно выбрать жизнь и любовь. Это не просто. Это требует огромной внутренней работы. Любовь – это результат внутрипсихической работы и усилий. Любовь не случается как чудо и подарок, как белый гриб в лесу или сюрприз от Деда Мороза.

Приводится пример фильма Эмиль Кустурица  «Жизнь как чудо», 2005 год. Этот фильм про любовь, которая происходит на войне, про то что жизнь и смерть идут рядом и война не отменяет жизни и любви.

  • Фрейд также изучал принцип толпы в работе «Психоанализ масс и человеческое Я», переписка с Эйнштейном.

В противовес институту силы, власти одного создаются институты права — объединения людей, сообщества. Но для их существования необходимы условия: постоянство и длительность.

  • Но эти сообщества легко распадаются и вновь подчиняются силе одного.
  • Два вектора влечения, энергии (жизни и смерти) не могут существовать друг без друга.

Сила их объединения дает возможность жить.

  • Современные психоаналитики считают, что инстинкт самосохранения и сохранение связей являются разнонаправленными векторами и конфликтуют между собой. “Чтобы сохранить себя необходим разрыв связей”.
  • Нет никакого равенства. И это врожденное неравенство — биологическое. Все остальное, это утопические фантазии.
  • Можно видеть эти конфликты, дифференцировать их и прорабатывать.
  • “Мы страдаем жизнью”.
  • Настоящие конфликты всегда связаны с конфликтами из прошлого. В настоящем находятся фигуры на которые переносятся эти конфликты.
  • Основные защиты в современном мире: доминирование, невозможность принятия желания другого наслаждаться жизнью, лишить другого этого права. Конфликт между женскими и мужскими направленностями, энергиями.

✔️Открытые вопросы:

Победит ли жизнь? Можем ли мы выбирать между жизнью и смертью?

Думаю, это очень интересно. Отзывается про то, что любовь это не подарок от Деда Мороза.

Резюмируя и пропуская через себя написанное выше, могу сказать так: 

любовь, это врожденная физиологическая и психическая, назову это —  функция. 

Ссылаюсь на поливагальную теорию. 

Но Фрейд говорит о врожденном неравенстве и современные психоаналитики говорят о необходимости разрыва связей для осуществления инстинкта самосохранения.

Собственно снова приходим к конфликту между жизнью и смертью — врожденная любовь и врожденное неравенство.

В поливагальной теории также подробно разбирается вопрос акта любви, секса, необходимого для размножения. И есть часть, где подробно описывается, как человеческий организм способен к расслаблению отличному от стрессовой реакции “замри”, “обмякания” тела. И для этого тоже необходимы определенные условиям.

Любовный опыт обусловлен доверием и ощущение безопасности.

👉 «В любви нет страха; но совершенная любовь изгоняет страх».

У человека есть доступ к эволюционно новому способу выстраивания связей, как раз с сохранением себя.

Но совершенно точно согласна и с тем, что — это каждый раз выбор. Это человеческий выбор. 

Эволюционно в человеке появляются и развиваются такие функции и структуры, которые направлены на облегчение в коммуникациях и взаимодействиях. В  древних структурах рептилоидного мозга происходит архаичное деление «свой/чужой».

Например, есть неокортекс, есть блуждающий нерв. 

  • Мы научаемся регулировать себя и использовать эти структуры под свои задачи.
  • Мы знаем, что мозг способен к нейропластичности и увеличению серого вещества (нейронных связей в коре больших полушарий). 

Это осуществимо благодаря: творчеству, искусству, движению, танцу, спорту, близким отношениям (качество близости), обучению. 

✔️Следует отметить, что с усложнением структуры нервной системы предыдущие образования не исчезают. В нервной системе высших организмов остаются и структуры, характерные для предыдущих ступеней развития. 

👉Мы владеем всем набором.

  • У высших млекопитающих относительное представительство сенсорных функций уменьшается — это структуры нервной системы, ответственные за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды. 

Высшие интегративные функции у примитивных млекопитающих выполняют стриатум и кора, 

👉у высокоорганизованных — ассоциативные зоны новой коры.

👉Все большую поверхность коры занимают ассоциативные зоны коры — это функциональные зоны коры головного мозга. Они связывают вновь поступающую сенсорную информацию с полученной ранее и хранящейся в блоках памяти, а также сравнивают между собой информацию, получаемую от разных рецепторов.

*Стриатум — часть базальных ганглиев, главная функция которых – сознательный контроль и управление движениями, а так же обучение этому. Участвует в принятии решений.

✔️Процессы высшей нервной системы очень тесно связаны между собой. Т.е. через активизацию чего-то одного происходит активизация и других структур, органов. 

✔️Высшим центром, согласующим работу соматических и вегетативных функций, является кора больших полушарий. В ней имеются проекции как парасимпатических, так и симпатических нервов.

Однако парасимпатические (функция успокоения) проекции в коре представлены гораздо шире, чем симпатические.

Блуждающий нерв является самым значительным нервом парасимпатического отдела нервной системы. Это смешанный нерв. 

Исходя из всего этого получается, что человек в один и тот же момент времени имеет доступ к вариативности сигналов и информации, и обширной базе опыта. 

Решение принимается, исходя из информации, полученной и имеющейся (лежащей) в различных, связанных участках.

Есть встроенные инструменты для сохранения критичности мышления и функциональные способы/инструменты, направленные на успокоение, снижение гипервозбуждения (тревоги, страха).

Но также известно, что чтобы что-то новое закрепилось и укоренилось необходимы усилия и осознанное внимание, иначе в стрессогенной и/или травмирующей ситуации происходит регресс к более древним структурам, которые не требуют усилий и направленного, осознанного внимания.

Биолог – Станислав Дробышевский говорит, что:
  • Более жизнеспособны те организмы, которым для развития и жизни необходимы связи, наличие рядом другого и они физически смертны.

Путь вечности — камни, простейшие одноклеточные, которые делятся постоянно.

  • Мозги у нас возникли не для того, для чего используются. Мы превосходим всех по интеллекту, но не по отдельно взятым признаком. Будущее наше пока туманно. В эволюционной истории известны прецеденты и обратной деэволюции. Нужно порадоваться, что до нашего нынешнего состояния наши предки нас дотянули. Это нам позволяет рассуждать обо всем этом, читать и слушать лекции, прогнозировать. Хочется верить и надеяться, что с нашим интеллектуальным мозгом мы себе его прокачаем еще чуть-чуть. Все у нас станет лучше прежнего. Спасибо за внимание.
  • Охотники-собиратели в большинстве своем ведут очень здоровый образ жизни. Им и так хватает проблем и опасностей. Они и так не много живут. У них очень даже здоровый образ жизни. По сравнению с любым горожанином они все трезвенники.
  • При слишком жестком отборе, люди склонные к саморазрушению просто быстро помирают.
  • Организм – это все системы и органы вместе взятые. Нервная система – только часть из них. Мозг не управляет нами. Это часть, которая объединяет многие импульсы вместе, но и без мозга многое работает на автомате. У людей с тяжелыми нарушениями, которые лежат годами в коме, организм функционирует, но сознания нет.
  • Мозг – специализированный орган, аккумулирующий сознание в себе, но не исключительно являющийся вместилищем сознания. Все остальное в какой-то степени тоже участвует. Он точно не управляет всеми процессами. Он зависит от всего остального организма. Без пищеварительной системы, выделительной, иммунной и других мозг тоже работать не станет. Противопоставлять себя и мозги – странно. Все работает как единое целое.


🙌Как вы? Еще интересно? Надеюсь вы еще во внимании. Если нет, то сделайте перерыв, подышите, походите. Или сделайте, что вам сейчас необходимо. После можете вернуться к продолжению.
И подбираясь к завершению хочу перейти к Э.Фромму и Жан Бодриару.

✔️Фромм выделял некрофилов и биофилов.

Некрофилия в широком понимании слова — это стремление к разрушению. Любовь ко всему неживому. Созвучно с мортидо Фрейда.

✔️Эрих Фромм определял некрофилию, как общую ориентацию на все искусственное, на вторую рукотворную реальность, отрицающую все естественное, природное как второсортное:

 “Такой человек отворачивает свой интерес от жизни, от людей, от природы и от идей. То, что раньше у человека называлось любовью и нежностью, он большей частью отдает теперь технике (машинам, приборам, аппаратам)”

Когда я читала теорию Э.Фромма, конечно, не могла не согласиться со многими его взглядами, но…и позволила себе маленький внутренний диалог с Фроммом.

✔️Фромм:

 “Мир превращается в совокупность артефактов: человек весь (от искусственного питания до трансплантируемых органов) становится частью гигантского механизма, который находится вроде бы в его подчинении, но которому он в то же время сам подчинен. У человека нет других планов и иной жизненной цели, кроме, тех, которые диктуются логикой технического прогресса. Он стремится к созданию роботов и считает это одним из высших достижений технического разума. Можно сделать робота, который почти ничем не будет отличаться от человека. Такое достижение вряд ли способно нас удивить больше, чем то, что сам человек на сегодня сплошь и рядом как две капли воды похож на робота”.

С одной стороны есть минусы технического прогресса, о которых пишет Фромм, а с другой, без всего этого (искусственный интеллект, современные протезирование, 3D принтеры) мы сейчас не имели бы столько возможностей спасать жизни, помогать тем, кому это так нужно, создавать невероятные вещи. Возвращаясь к Дробышевскому: для чего и как мы используем эти знания и навыки.

❓Но вновь встает вопрос выбора: 

Сможем ли мы при этом не потерять свою многообразную человеческую природу с ее человечностью? 

✔️Фромм:

 “Все, что отвращено от жизни или направлено против нее, притягивает некрофила. Он принципиально ориентирован на прошлое, а не на будущее, к которому относится с ненавистью и которого боится. Отсюда и его сильная потребность в безопасности”.

Самые крайние формы некрофилии по Фромму проявляются в виде стремления к тотальному разрушению и являются психической патологией. 

✔️Фромм ваделял и другую полярность — биофилию.

Она выражается в стремлении к созиданию и любви к жизни и ко всему живому. И вновь видно пересечения со всем выше сказанным.

✔️Одним из условий по Фромму, необходимых для развития биофилии, являются тёплые и основанные на любви контакты в детстве с другими людьми.

✔️Человек с установкой на биофилию больше ориентирован на бытие, чем на обладание.

✔️Биофил стремится творить и проявлять себя в жизни умом и любовью, а не силой или разрушительностью.

Сюда хочу добавить слова Пола Линдена: 

“Сила без любви жестока и слаба. А любовь без силы не может помочь никому”.

“ Если я чувствую гнев или ненависть, я не могу бороться. Если я чувствую доброту и открытость, я могу бороться. Но не хочу”.

В этой точке снова приходим к вопросу возможности объединения двух энергий, сил, направленностей, влечений.

Из метода телесно-ориентированной терапии «со — творение», основанного на фундаментальной теории Бернштейна Н.А. “Уровни построения движений” :

✔️“Опорность” — возможность принять давление и сделать его своей силой. Умение принять давление партнера и сделать его своей силой. Можно принимать давление физическое. Можно принимать давления психическое – пропускать его через себя, принимать как данную вам силу.

🌿Принимать и пропускать через себя — это возможно только телом.

Также как и включать свою доброту. “лучистость”, открытость — это телом мы делаем. Как и злость, агрессию.

🌿Наш выбор какой эта сила будет и на что направлена.

Жан Бодрийяр — французский социолог, культуролог и философ-постмодернист, фотограф, преподавал в Йельском университете.

Знаменит введением понятия “эра гиперреальности”

✔️Одна из наиболее известных теорий Бодрийяра сконцентрирована в книге «Симулякры и симуляция» (1981 г.).

Теория заключена в понятии «гиперреальность» — мы живем в мире, где смоделированные чувства и переживания заменили реальную вещь. 

  • Носителями этой гиперреальности, «кирпичиками», из которых она состоит, являются симулякры. Смысл их в ссылке на вещь или понятие, а значит, они сами – лишь симуляция. 
  • Моделируется всё: материальный мир и эмоции. Мы ничего не знаем о реальном мире, обо всём судим с чужой точки зрения, смотрим через чужой объектив. 
  • Современную эпоху Бодрийяр называет эрой гиперреальности — надстройка определяет базис, труд не производит, а социализирует, представительные органы власти никого не представляют. 
  • Современную эпоху характеризует чувство утраты реальности. Последним бастионом реальности становится смерть («смерть, пожалуй, единственное, что не имеет потребительной стоимости»). На смерти основана любая власть и экономика. Но в этом случае смерть выступает не сама по себе, а как фантазм (представление). 
  • В искусстве Бодрийяр видит критическую и терапевтическую функции по возвращению реальности.
  • Согласно Бодрийяру, свойства вещей (товаров) существуют только в условиях приписывания вещам тех или иных социальных значений. Вещь (будь то товар, культурный объект и т. д.) как таковая ничего из себя не представляет, а, значит, является мифом: её ценность формируется в ходе социальных отношений и значений. 
  • По Бодрийяру, «миф Счастья воспринимает и воплощает миф Равенства в модерных обществах». Идеология провозглашает равенство потребностей (то есть равенство всех индивидов перед потребляемыми предметами), однако на практике оказывается, что это равенство мнимое: система вещей создает социальную дифференциацию.
  • Индивиды приписывают себе свободу, рациональность и стремление к счастью; критерием выступает удовлетворение потребностей. 
  • На самом деле процесс потребления носит исключительно социальный характер, его цель — воспроизводить систему вещей.

✔️Бодрийяр делает выводы:

“Истина потребления состоит в том, что оно является функцией не удовольствия… функцией не индивидуальной, но непосредственно и всецело коллективной”

«Слабый всегда уступает дорогу сильному, и только самый сильный уступает дорогу всем». Жан Бодрийя́р



🤝Интересные темы для диалога: 

❓Может ли человек сохранять свою жизнь,  выбирать “сильную любовь” и жизнь, не разрывая связей с другими? 

❓Возможна ли “сильная любовь” — без страха, открытая, принимающая, но и способная предлагать, просить, не соглашаться, опять же сохраняя принятие и связи.

По крайне мере внутри себя человек может контейнировать вариативность связей и способность осознанно выбирать, опираясь не на единичный опыт, а на множественный.

❓Через эпоху потребления мы пришли к еще большему разрыву связей и потери чувства реальности. Возможно ли выстроить новые связи?

👉Опять же: по крайне мере внутри себя человек уже способен, а для некоторых эти навыки настолько встроены, что при стрессах и травмах происходит достаточно быстрое восстановление связи с ними, т.к. это позволяет жить дальше. 

🌿Выбор жизни.

👉Чем тяжелее и сложнее индивидуальный опыт человека  в прошлом, тем сложнее в настоящем. 

Неосознанные конфликты, закапсулированные эмоции в теле, непроработанные травмы влекут человека к саморазрушению — влечению к смерти.

Т.е. чем больше одного, тем выше влечение к разрушению.

👉И наоборот — влечение к жизни увеличивается при стабильных, любящих связях и при увеличении проработанного внутриличностного материала, ведущего к деструктивному — совокупность телесного, сознательного, ментального, эмоционального.

Благодарю за внимание🙏

Как вам? Что отзывается, а что нет? Может быть есть, что дополнить?

Практика осознанности и изменение структуры мозга.

Осознанность и мозг
Практика осознанности приводит к изменению количества серого вещества в отдельных областях мозга.

Немного о самом сером веществе и зачем оно:

Серое вещество —  главный компонент центральной нервной системы позвоночных животных и человека, включающий клеточные тела нейронов.

Субстанция состоит примерно из 86 млрд. нейронов, конечно, это число крайне приблизительно, так как современная медицина еще не имеет возможности провести подсчет точного количества нервных клеток.

Скопления нейронов образуют ядра серого вещества. Каждое ядро несет соответствующую функцию: зрительную, слуховую, кровообращения, дыхания, движения, мочеиспускания и т.д. 

Функции серого вещества обусловлены местом его расположения, например:

  • В коре головного мозга субстанция отвечает за связь организма с внешним миром, а также несет информацию и регулирует деятельность внутренних органов, отвечает за обеспечение высшей нервной деятельности, благодаря чему человек способен мыслить, запоминать, воспринимать и т.д..
  • В продолговатом мозге ядра субстанции регулируют двигательные процессы, равновесие, обеспечивают координацию движений, а также регулируют обмен веществ, дыхательные процессы и кровоснабжение.
  • В коре мозжечка серые ядра отвечают за координацию движений и ориентацию в пространстве.
  • В промежуточном мозге ядра отвечают за контроль деятельности внутренних органов, регулируют рефлексы и температуру тела.
  • В конечном мозге ядра обеспечивают двигательный, рефлекторный контроль и регулировку высших психических функций: связная речь, зрение, обоняние, вкусовые ощущения, слух, осязание.

Благодаря этой субстанции человек воспринимает внешнюю среду, слышит, видит, говорит и самое главное, человек может выражать отношение, проявлять симпатию или отрицательные эмоции, проявлять виды человеческого поведения, эмпатию.

Серая ткань мозга, регулируя переработку сигналов извне и генерируя эффекторные импульсы не только отвечает за работу всей нервной системы человека, но и влияет на его способности: умственные, познавательные, физические.

Эксперименты ученых показали, что способности человека зависят от объёма серой субстанции, в то время как изменение количества белой ощутимых изменений не показало. 

Отмечены результаты, которые указывают на то, что чем тоньше кора больших полушарий, чем меньше объём серой субстанции, тем хуже человек справляется с решением логических задач, снижается интеллект и возникают проблемы с памятью, увеличивается риск развития различных заболеваний, в том числе ментальных.

У подростков, которые в детстве подвергались физическим наказаниям или были лишены родительской заботы, понижено содержание серого вещества в префронтальной коре головного мозга. Эта область мозга вовлечена в планирование сложного когнитивного поведения, проявления личности, принятия решений и регулирование социальным поведением. Основным назначением этой области мозга считается согласование мыслей и действий в соответствии с внутренними целям.

Возможно ли изменение внутреннего ландшафта мозга?

Процессы происходящие в мозге при осознанной медитации, начали изучать с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) и магнитно-резонансной томографии (МРТ) в 2003-2007 гг..

Мне попало в руки интересное исследование по обнаружению изменения концентрации серого вещества в мозге людей до и после прохождения восьминедельной программы ССПО (снижение стресса с помощью осознанности). 

Программа включает в себя работу с дыханием, сканирование тела, осознанную йогу и сидячую медитацию. Также сами авторы делают акцент на том, что немаловажным является и тот факт, что это групповая работа, которая сама по себе активизирует нашу эмпатию и дает чувство безопасности. Но на эту тему проводились другие исследования.

На аппарате МРТ были изучены 16 изображений мозга здоровых не знакомых с медитацией людей до и после курса. Они сравнивались с аналогичными изображениями, полученными в контрольной группе из 17-ти человек.

По итогам длительного исследования было выявлено, что концентрация серого вещества увеличилась в зонах, отвечающих за обучаемость и память, регулирование эмоций,  процессы рефлексии и оценки перспективы.

Результаты показали длительные изменения структуры серого вещества участников курса ССПО по сравнению с контрольной группой.

Значительные изменения были обнаружены в: 

  • Мозжечке.

Он объединяет чувственное восприятие, осуществляет координацию и управление движением, у него ключевая роль в регулировании эмоций и сознания.

  • Височно-теменном узле.

Эта область играет ключевую роль в процессах осознания себя, в целостном восприятии своей личности и тела, восприятие себя в теле.

  • Задней части поясной извилины.

Эта область отвечает за формирование и обработку эмоций, обучение и память. Объединяет результаты поведения с мотивацией: если какое-то действие вызвало позитивную эмоциональную реакцию, это способствует обучению. Структуры поясной коры играют большую роль в возникновении таких расстройств как депрессия и шизофрения).

  • Левом гиппокампе.

Он участвует в регулировании эмоций, генерирует тета-ритм при удержании внимания, участвует в процессах памяти, а именно в забывании.

Общий итог:

Нервная система взрослого человека имеет некоторую пластичность и структура мозга может меняться под действием тренировки. В общем случае изменение серого вещества связывают с регулярной активацией областей мозга.

Найденные морфологические изменения в мозге говорят о нейронном механизме, который связан с длительными изменениями структуры мозга, приводящим к улучшению психических функций.

Первая помощь при стрессе

первая помощь при стрессе

Практики телесной осознанности и саморегуляции.

Многие из нас сейчас подвержены такой общесоциальной интенции “добиваться успешного успеха”. То и дело можно услышать мотивационные фразочки: you can do it, just do it!

При этом всем всё чаще люди приходят с запросом, что: вот у меня не получается как у Васи и Пети, да и к тому же нет сил никаких, вроде делаю, суечусь, силы трачу, а по итогу обратно получаю совсем мало или ничего.

И вот оно, здравствуйте хронический стресс и выгорание.

В основном нас учат, что надо добиваться целей и подниматься в гору, но многих из нас никогда не учили как вернуть себя в безопасное состояние в моменты стресса.

Как позаботиться о себе, чтобы не превращаться в лучшем случае ходячий, в худшем лежащий, бесчувственный и ничего не хотящий мешок.

Именно незнание как дать себе здоровую поддержку в ситуациях, которые воспринимаются как стрессовые и выбивают из равновесия, чаще всего и приводит к истощению и выключению всех наших систем.

Обычно в такие моменты начинается либо еще большая суета и резкие, быстрые, малоконтролируемые телодвижения, либо полное замораживание-оцепенение, когда лучше притвориться “мертвым” и перестать что-либо делать и чувствовать.

Как же можно регулировать такие реакции? Как возвращать себя в состояние устойчивости и безопасности?
В помощь приходят техники осознанности.

Предлагаю вам несколько техник телесной осознанности, которые можно применять каждый день.

— Они достаточно простые и их можно практиковать где бы вы не находились: на работе, улице, в машине, в метро, дома.

— Они направлены на формирование новых паттернов реакций, развитие навыка возвращения себя в состояние устойчивости и безопасности. Поэтому как и в многих других практиках важна их регулярность. Т.е. сделать один раз и забыть, так не работает.

Здесь я описываю некую основу, без которой сложно расширять и углублять свой навык осознанности, если в дальнейшем вас это заинтересует.

Также, хочу заметить, что описанные ниже техники больше ориентированы на каждодневные ситуации, которые порождают страх, тревогу, напряжение. И не будут эффективны для таких состояний как при ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство).

Вы можете практиковать эти техники и в спокойном состоянии, необязательно ждать какой-то специальной ситуации. Это навык и его важно тренировать как мышцу. Для этого подойдет любой удобный момент.

Для лучшего усвоения рекомендую прямо сразу пока читаете делать, тело запомнит и уже в следующий раз будет чуть легче воспроизвести необходимые действия.

практики при стрессе

С чего же можно начать в моменты перенапряжения и стресса:

1. Наладить контакт с собой.

Осознайте, что сейчас происходит с вашим телом:
— заметьте в какой позе вы сейчас находитесь, где в теле ощущаете напряжение, обратите внимание на дыхание: где оно, какое оно.

2. Осознайте, что вы сейчас чувствуете: найдите, где в теле находится чувство, эмоция. Назовите и идентифицируйте их для себя.

3. Отнестись к себе без критики и обвинений.
Станьте наблюдателем по отношению к самому себе. Будучи наблюдателем фиксируете то, что происходит с вами сейчас, без оценки, сравнений и анализа.

4. Пожалуй, одна из самых важных и ключевых частей — это Дыхание.
Очень важно работать со своим дыханием. Углубляйте дыхание, сделав выдохи длиннее вдохов в 2 раза (например, вдох на 4 счета, выдох на 8). Начинайте вдох на уровне живота/диафрагмы, расширяя ребра.
Обращайте внимание на дыхание в течение дня. Не важно вы просто сидите, работаете, идете куда-то, лежите и.т.д., вспоминайте про свое дыхание, спрашивайте себя: как сейчас мое дыхание? Не забываете ли вы дышать? Вы дышите верхней частью груди или, начиная от диафрагмы?

5. Почувствовать опору и заземлиться.

При встрече с тем, что воспринимаете как «опасность» сделайте глубокий, полный вдох и выдох. На выдохе опустите внимание в стопы, можете посмотреть на них, попереминаться с ноги на ногу, отдавая вес вниз, ощутите твердость пола, земли, что под ногами есть опора и вы твердо стоите.

6. При возникновении страха или при переутомление, когда чувствуете, что делаете что-то на автомате (как будто находитесь где-то не тут), важно вернуть себя в момент “здесь и сейчас”.

В этом нам помогает помогает перезагрузка парасимпатической и симпатической нервной системы.

Для этого можно выполнить простые техники:

— Тряска всем телом, сбрасывание, стряхивание телом.

— Перекрестить руки и похлопать себя по предплечьям/рукам, и так сделать в течение 15-30 секунд, попеременно меняя перекрест рук.

— Ощутить свою физическую границу : где я, а где не я. Прохлопать себя по всему телу от макушки до стоп.

— Походить перекрестными движениями: ноги крест накрест или ноги вправо/влево, а руки в противоположную от ног сторону.

— Сжать и разжать кулаки несколько раз вместе с дыханием;

— Ориентационный рефлекс: внимательно посмотреть и изучить, что происходит слева, справа, вверху, внизу.

7. Техника, которая также помогает вернуть себя в настоящий момент и снять перенапряжение:

— сначала сконцентрируйте внимание только на физических ощущениях и назовить 5 телесных ощущений;

— теперь обратить внимание и назовите 5 вещей/предметов, которые видите вокруг себя.

— прислушайтесь и назовите 3 звука, которые слышите;

— обратите внимание на запахи и попробуйте назвать 2 запаха, которые улавливаете.

— и можете задействовать вкусовые рецепторы, сделав глоток воды или чая, кофе и попробуйте определить как можно больше вкусовых характеристик и ощущений, которые у вас возникли.

здесь и сейчас

В моменты перенапряжения, усталости, стресса важно сделать акцент на “здесь и сейчас”.
Заметить свое состояние в настоящий момент: спросить себя «как я сейчас?», «что происходит со мной и вокруг меня?».
И не забывайте про безоценочную позицию: отнеситесь к себе как к самому любимому человеку или близкому другу

Уже давно не секрет и доказано научными исследованиями, что определенные мысли способны порождать “отрицательные” эмоции, что ведет к возникновению телесных зажимов, а это в свою очередь влияет на наше общее самочувствие и способность справляться со сложными жизненными ситуациями.

Осознание, что происходит со мной сейчас: Как я? Что я ощущаю, чувствую? — это дает нам возможность и выбор начать регулировать свое эмоциональное состояние и изменять его.

Интересная статья про блуждающий нерв и как он влияет на наше здоровье: тут.

Статья про стресс и дистресс (плохой стресс): здесь.

Также писала подробно про эмоциональное выгорание: тут.

Эмбодимент Йога (ЭЙ)

эмбодимент йога
Эмбодимент йога — инструмент для самопознания и развития через осознание и изменение своих телесных паттернов в жизни.

Метод сформирован на стыке йоги, психологии и боевых искусств.

В основе телесных форм эмбодимент йоги лежат кросс-культурные исследования паттернов движения человека (анализ Лабан, система UZAZU).

Цель ЭЙ — развивать телесную осознанность, распознавать свои паттерны поведения и получать больший диапазон проявлений и возможность выбора, для личного роста и в отношениях. Метод помогает сформировать необходимые навыки и обрести более гибкий способ реагирования для выстраивания своей жизни – посредством работы с телом.

Метод охватывает все четыре аспекта эмбодимент интеллекта:

1. самоосознание; 

2. управление своим состоянием/саморегуляция; 

3. социальное осознание; 

4. влияние на других.

При помощи эмбодимент йоги можно работать с установками, исследовать привычные жизненные сценарии и проявления, трансформировать и воплощать предпочитаемые модели поведения.

Важно — эмбодимент йога, это не про то, чтобы накачать мышцы или сесть в продольный шпагат.  Это про то как можно через телесные формы/позы исследовать, раскрывать или уменьшать определенные свои качества.

Каким образом применяется эмбодимент йога и чем этот инструмент может быть полезен:

— подбор поз для самостоятельной личной практики в течение 1-2 мес. или в более долгосрочном формате.

внедрение принципов ЭЙ в любую другую телесную практику (йога, танец, боевые искусства).

для исследования определенной темы: отношения, деньги, профессиональное развитие.

настрой и диагностика текущего состояния (также может быть в рамках определенной темы или в целом).

Для меня ЭЙ является доступным для каждого и достаточно понятным инструментом, но при этом весьма глубоким и эффективным “здесь и сейчас”  методом.

При регулярной практике ЭЙ способна дать качественные изменения в состоянии и самоощущении.

Сочетание таких характеристик позволяет использовать ЭЙ почти во всех жизненных сферах. 

Считаю, что ЭЙ — прекрасный способ для проведения диагностики/самодиагностики, чтобы выявить свои “слепые пятна” для дальнейшей работы с ними.

Важно, что в процессе практики ЭЙ является этичным и бережным инструментом взаимодействия со своим телом и эмоциями.

Активно интегрирую метод в работу с клиентскими запросами и провожу индивидуальные ЭЙ сессии для тех, кто хочет попробовать метод в чистом виде.

О моих услугах вы можете узнать на странице: Запись и стоимость.

Сайт эмбодимент йоги России: http://embodiedyoga.ru

Про эмбодимент подход в целом, можно узнать тут: Эмбодимент подход

Эмбодимент подход

Эмбодимент подход
Embodiment к сожалению, у этого понятия нет точно русского перевода, передающего все оттенки смысла, поэтому обычно так и произносится, и пишется: эмбодимент.

Embodiment, согласно словарю, значит «воплощение», «реализация». 

Важный момент для подхода, что воплощается, проявляется тут что-то свое, личное, телом, через тело. 

В нейронауках словом embodiment иногда обозначают восприятие нахождения внутри собственного тела. Этот аспект самовосприятия и самоощуения чрезвычайно важен в данном подходе. 

Для меня данный подход — это не просто конкретная форма практики или работы с собой. Это скорее философия. 

По сути эмбодимент есть во всем, потому что мы живем и воплощены телесно. В танце-двигательных и телесных направлениях работы с человеком и его травмами есть знание, что тело хранит в себе память о всем нашем опыте. А мы знаем, что тело начинает формироваться еще в утробе. И эта память определенным образом проявляется и влияет на наше состояние и восприятие нами “сейчас”.

Откуда же пришел эмбодимент?

Слово «эмбодимент» пришло в профессиональный язык как обозначение методов, простраивающих мост между навыками, которые можно получить на занятиях йогой, танцами, боевыми искусствами или медитируя, и тем, как эти навыки можно использовать в обычной жизни. И вот этот мост — это, собственно, эмбодимент. 

Исторически это слово обозначает  группы методов и идей. У него есть синонимы, активно использующиеся и сейчас: 

— «соматический» (somatic), указывающий что речь идет не просто о телесном, но о «живом теле» (сома), о жизни в живом теле. 

bodymind, иногда он переводится как «умное тело». Смысл этого слова — подчеркнуть неразрывность и единство телесных и интеллектуальных процессов. Оба слова (somatic и bodymind) вошли активное в употребление в 70-х годах и с тех пор широко используются наравне со словом embodiment

Ключевые идеи, объединяющие разные embodiment/somatic/bodymind подходы довольно просты и хорошо известны.

Три кита, на которые опирается этот подход, можно сформулировать следующим образом:

Интегральность.

Интегральное представление о человеческой природе. В частности, принципиальная неделимость, единство телесного и разумного/духовного. 

Знаменитый мастер дзэн Шенрю Сузуки говорил:

«Если ты думаешь, что твои тело и ум — это два, ты ошибаешься, если ты думаешь, что они одно — опять ошибаешься. Твои тело и ум одновременно одно и два». Понять, как это — задачка, с которой логический ум напрямую не справляется. Но ощущения, образы и интуиция удивительным образом схватывают, что имеется в виду.»

Осознанность.

Телесная осознанность — краеугольный камень всех направлений эмбодимент работы.

Живое тело (соматика).

Наше тело — живое и подвижное, и оно неразрывно связанно с нашими мыслями и чувствами, и мы можем все это ощущать и сознавать.

Айкидо-мастер Венди Палмер, одна из авторов школы Leadership Embodiment, хорошо формулирует описание термина:

Эмбодимент — это не что, это как. Тогда результат зависит не от конкретных упражнений и практик, а от того, как мы их делаем. Например, я могу заниматься йогой, чтобы у меня не болела спина. А еще я могу ходить на нее, чтобы, например, обнаруживать, как какая‑то поза или движение меняют меня как человека. Я могу становиться смелее или открытее — или каким‑то еще. 

Эмбодиментом может стать любое наше занятие/деятельность, если в него добавляются все эти принципы и смыслы.

В своей личной практике и в работе с клиентскими запросами использую Эмбодимент Йогу (ЭЙ), о ней я пишу: тут.

Источник теоретической части материала: сайт http://body4biz.ru. Александра Вильвовская. Руководитель проекта «Тело — в дело».

Стресс. Дистресс. Эустресс.

нейроны

Стресс — комплексный процесс, он всегда включает и физиологические, и психологические компоненты. С помощью стресса организм мобилизует себя целиком на защиту, на приспособление к новой ситуации (адаптации), приводит в действие  защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптации к нему.

Ганс Селье (а точнее нем. Hans Hugo Bruno Selye, или Янош Шейе, венг.) сравнивал стресс с пикантной приправой и говорил, что когда этого мало, жизнь становится пресной, но и невыносимой, если много.

Впервые сам термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон (Walter Cannon) в своих работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (fight-or-flight response) в 1926году.

Только именно Г.Селье впервые описал физиологический стресс как общий адаптационный синдром. Правда сам термин «стресс» он начал использовать позднее (обычно указывается 1946 год).

Понятия Дистресс и Эустресс ввел Г.Селье.

Если стресс подогревает интерес, мотивацию и поиск в творчестве, то такой вид стресса является положительным и называется эустресс (например, прыжки с парашютом или катание на американских горках, могут быть для кого-то таким источником).

В обиходной  речи, когда  говорят, что  человек  «испытывает  стресс», обычно  имеют  в  виду чрезмерный  стресс, «плохой» стресс  или  дистресс.  Подобно тому как выражение «у него температура»  означает, что у него повышенная температура, т.е.  жар. Обычная же теплопродукция — неотъемлемое свойство жизни.

Сам Г.Селье пишет: «Слово  «стресс»  пришло  в  английский  язык  из  старофранцузского  и средневекового английского  и  вначале произносилось как «дистресс».  Первый слог  постепенно исчез из-за «смазывания», или «проглатывания», подобно тому как  дети  превращают слово «bесаusе»  в  «саusе». Теперь  слова  эти  имеют различное значение».

Distress  (англ.) — горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда.

Stress (англ.)давление, нажим, напряжение.

Точное определение дистресса будет звучать так:

Перенапряжение работы нейроэндокринных механизмов, которое приводит к развитию пограничных состояний и психосоматических заболеваний (Психофизиология, под ред. Ю.И. Александрова 2006г.).

Г.Селье говорит о том, что для разных людей разными будут и источники эустресса и дистресса. То, что отрицательно сказывается на одном, не обязательно будет таким же образом действовать на другого. Это обусловлено индивидуальными механизмами восприятия и оценки окружающей действительности.

стресс,дистресс, эустресс

Признаки чрезмерного стресса или дистресса:

  1. Клинические. Личная и реактивная (ситуативная) тревожность, снижение эмоциональной стабильности.
  2. Психологические. Снижение самооценки, уровня социальной адаптированности и фрустрационной толерантности (способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям, без утраты психологической адаптации).
  3. Физиологические. Преобладание тонуса симпатической нервной системы над парасимпатической. Т.е. преобладание реакции «бей или беги» (за которую отвечает симпатическая нервная система), над реакцией замирание или социальные коммуникации (за которые отвечает парасимпатическая нервная система). Изменение движения крови по сосудам (в обычном состоянии кровь движется из области высокого давления в область низкого).
  4. Эндокринные: повышение активности САС (симпатоадреналовой системы) и ГГАС (гипоталамо-гипофизарной-надпочечниковой системы). Т.е. начинают вырабатываться гормоны: адреналин, норадреналин и на последней стадии в больших количествах продуцируется гормон кортизол — его еще называют гормоном стресса.
  5. Метаболические: повышение в крови транспортных форм жира.

Стадии стресса:

Момент напряжения и мобилизации сил Г.Селье назвал стрессом, а момент истощения  – дистрессом.

Хотя в его же теории истощение – это третья стадия стресса. Таким образом, стресс способен переходить в дистресс. Также стресс может переходить в эустресс.

Можно сказать, что показателем психологического здоровья является не полное отсутствие дистресса, ведь его бывает сложно совсем избежать, а умение вовремя заметить, что организм перестал справляться с реакцией на стрессор(ы) и суметь вернуть себя состоянии безопасности и спокойствия.

В целом дистресс — это когда человек не смог адаптироваться к новой ситуации/условиям, не произошло здорового выхода из второй стадии стресса. И произошло погружение в состояние истощения.

Например, первыми звоночками такого состояния могут быть: апатия, депрессивные состояния, эмоциональное/профессиональное выгорание.

Об этом я подробно писала тут: Эмоциональное выгорание.

Стрессом — можно назвать неспецифический ответ организма на возросшие требования к нему. Требования — все воздействия или стрессоры, которые ведут к изменению деятельности организма.

Неспецифический — значит, что наш человеческий организм реагирует на разные стрессоры стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями. Т.е., для организма не важно вы тревожитесь из-за конфликта на работе или на вас действительно медведь бежит.

стадии стресса

Последствия дистресса.

Дистресс — развивается в результате изменения в работе рецепторных структур, приводящего к нарушению механизмов регуляции количества гормонов методом обратной связи.

Начальные стадии развития дистресса еще называют пограничными состояниями (не путать с пограничными организациями личности, это разные понятия).

Пограничное состояние возникает при длительных/постоянных действиях различных стрессоров (ими могут быть как внешние так и внутренние импульсы) и  часто сопровождаются дискомфортными соматическими нарушениями, а также сказываются на психологическом состоянии человека.

Проявления этих состояний очень индивидуальны. Общим является:

  • повышенная тревожность;
  • раздражительность;
  • нарушения сна;
  • могут проявляться сердечные боли;может быть депрессивное состояние в легкой форме;
  • головные боли, мышечное напряжение и.т.д.

Дистресс умеет очень хорошо маскироваться под заболевания, и длительные походы к соматическим врачам могут так и не дать конкретного результата.

Есть крайняя точка зрения, что ни одна болезнь не возникает без предварительного изменения стрессового состояния с последующим изменением иммунной системы.

Многочисленные данные говорят о снижении количества лейкоцитов в крови при длительном действии стрессоров.

Лейкоциты — важнейший компонент иммунной системы. Их в крови около триллиона.

Состоят они из:

  • фагоцитов
  • двух видов лимфоцитов: Т-клеток и В-клеток.

Задача этих клеток — идентифицировать и уничтожить все инородные вещества.

В частности аутоиммунные заболевания, часто относят к тем, при которых работа иммунных клеток организма по каким-то причинам нарушается. У клеток происходит сбой в идентификации. Клетки собственного организма атакуют своих же. 

Такой сбой работы и снижение количества лимфоцитов повышает риск развития болезней.

Это происходит при длительном воздействии стрессоров на человека.

Есть еще нейропептиды, часть которых синтезируется также лейкоцитами, которые способствуют повышению сопротивления иммунной системы.

Например: вытяжение, растяжка, некоторые виды дыхательных техник, практики визуализации — способствуют синтезу нейропептидов, укрепляя таким образом иммунную систему.

Психосоматика и стресс.

психосоматика и стресс

Среди самых распространенных психосоматических заболеваний, которые могут возникать на фоне длительного/хронического стресса (и как следствия нарушения работы иммунной и других систем организма) можно назвать:

  • артеросклеротические бляшки
  • артериальная гипертония и гипотония
  • ишемическая болезнь сердца
  • инсульт
  • язвы желудка и двенадцатиперстной кишки
  • алиментарное ожирение
  • язвенный колит
  • гипертиреоз
  • гипергликемия
  • нейродермит/псориаз/экзема
  • аменорея/дисменорея
  • кисты
  • ревматоидный артрит
  • остеохондроз.

Почему одни и те же события у кого-то вызывают ДИСТРЕСС, а у кого-то нет?

когниции

В ходе эволюции животного мира в нервной системе у представителей Homo Sapiens появилась так называемая промежуточная переменная между стимулом (ситуацией) и реакцией (эмоции и поведение).

Это — когниции (знания, представления, убеждения), система оценки ситуации.

У человека образуются шкалы ценностей и опасностей, по которым оценивается все, что происходит во внешнем и внутреннем мире.

Если бессознательное придет к выводу, что ценностям грозит опасность, то образуется стресс, сила которого будет соответствовать этой опасности в оценке подсознания.

В данном процессе важно только то, как опасность оценивается бессознательным. И если учесть, что шкалы ценностей и опасностей практически у всех людей не соответствуют той реальности, в которой они живут в настоящем времени, то понятно, что стресс и дистресс являются чуть ли не ежедневными состояниями, которые испытывает современный человек.

Стресс — это не само событие как таковое, а наша психологическая и физиологическая реакция на событие.

Тревога — это биологическая система предупреждения, заставляющая реагировать на уровне ума и тела при опасных ситуациях. Тело получает сигнал от нашей когнитивной оценки и реагирует. Воображаемая опасность уже является тревогой, приводящей к реальному повреждению.

Если во внутренней картине мира человека есть установки “мир опасен” или “если заколол бок — значит у меня рак и я скоро умру”, то он будет воспринимать  мир вокруг себя и главное свое тело как угрозу, что впоследствии приводит к еще более тревожным состояниям и реакциям, чем при отсутствии таких установок.

Многочисленные исследования подтверждают, что наши мысли оказывают физическое действие на все главные органы с помощью трех систем: автономной нервной системы, эндокринной, иммунной.

Осознавая как работает механизм запуска стрессовой реакции, важно помнить, что повторяющиеся негативные мысли и чувства: тревога, страх, гнев, ревность, вина, могут стать намного более пагубными для нас, чем внешние ситуации.

последовательность развития стресса

Эмоциональное выгорание.

эмоциональное выгорание

Эмоциональное выгорание (англ. burnout) — понятие,
введённое в психологию американским психиатром Гербертом
Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим
эмоциональным истощением.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ)это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.
— Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений).

Ему особенно подвержены люди, чья трудовая деятельность связана с регулярным общением с другими людьми, эмоциональными сопереживаниями, большой ответственностью.

В 2001 году профессиональный синдром эмоционального выгорания был включён в 10-й пересмотренный вариант Международной классификации болезней (МКБ-10).

В МКБ-10 и МКБ-11 этот синдром фигурирует под названием “Переутомление”. 

Такое казалось бы безобидное название. Ведь мы привыкли налево и направо раздавать такие «диагнозы» себе и окружающим. 

Только вот на практике последствия такого “переутомления” могут быть весьма тяжелыми.

В интернете можно найти множество схожих этому понятий. Иногда говорят эмоциональное выгорание, иногда профессиональное, но по сути это два термина об одном и том же.

Лично мне как специалисту, который непосредственно работает с клиентами в таком состоянии видится, что выгореть можно находясь и дома (например, женщины в декрете или как многие из нас сейчас во времена пандемии совмещают быт и рабочие задачи). В таких случаях главными факторами, способствующими выгоранию, могут стать лично-субьективные и семейные.

На самом деле с этим синдромом много неточностей и неясностей по сегодняшний день, нет даже единого мнения в его определении.

Зато есть общие элементы, которые сходятся у разных исследователей.

Основным таким общим для всех исследований признаков выгорания является истощение.

истощение

Опираясь на концепцию стресса Г. Селье, важно отметить, что третьей стадией стресса является именно истощение.

*Подробнее про стресс я написала тут: Стресс. Дистресс. Эустресс

На этой стадии происходит торможение большинства систем организма. Это обеспечивает максимальную экономию энергии.

Длительное нахождение/застревание в третьей стадии при наличии постоянного/хронического или высокой интенсивности стресса, приводит к болезням.

Получается, что одним из признаков нахождения в дистрессе (негативный или плохой стресс) является эмоциональное выгорание. И в то же время постоянный/интенсивный стресс приводит к эмоциональному выгоранию. 

Обобщив многие определения выгорания можно выделить три главных компонента:

  • эмоциональное и/или физическое истощение;
  • деперсонализация (при деперсонализации собственные действия воспринимаются как бы со стороны и сопровождаются ощущением невозможности управлять ими);
  • сниженная рабочая продуктивность.

Основные проявления синдрома эмоционального выгорания:

Психологические реакции:

  • депрессия, снижение самооценки, постоянное чувство вины,
  • изменчивость настроения,
  • апатия,
  • безосновательные страхи,
  • снижение концентрации внимания, ригидность мышления,
  • отсутствие воображения,
  • отсутствие собственной инициативы,
  • одиночество, отказ от хобби, концентрация на собственных потребностях,
  • зависть,
  • чувство беспомощности и бессмысленности жизни, отчаяние.

Психосоматические реакции:

  • снижение иммунитета,
  • неспособность к релаксации в свободное время, бессонница,
  • сексуальные расстройства,
  • повышение давления, головные боли, боли в позвоночнике,
  • расстройства пищеварения,
  • зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.

Поведенческие реакции:

  • игнорирование своего участия в неудачах,
  • обвинение других,
  • отсутствие толерантности и способности к компромиссу,
  • подозрительность, конфликты с окружением,
  • циничные оценки окружающих,
  • отсутствие положительного восприятия коллег, безразличие к ним,
  • неудовлетворенность работой, выполнение заданий строго по инструкции,
  • нежелание выполнять свои обязанности, искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени.

Феномен эмоционального выгорания изучали такие психологи, как Маслач, Пельман, Хартман, из российских психологов можно отметить В.Бойко.

По определению В. Бойко синдром эмоционального выгорания — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

У данного автора разработна, на мой взгляд, наиболее фундаментальная методика для диагностики оценки уровня эмоционального выгорания.

Отрывок из описания методики и самого теста:

фазы СЭВ

Письмо от руки

письмо от руки

В чем же польза и эффективность письма от руки по сравнению с печатной на компьютере?

Письменная речь в отличие от устной, формирующейся в процессе живого общения, с самого начала является сознательным произвольным действием.

А.Р. Лурия определял письмо как особую форму экспрессивной речи. Он отмечал, что письмо начинается с определенного замысла, сохранение которого способствует затормаживанию всех посторонних тенденций.

Письменная речь является существенным средством в процессах мышления.

С одной стороны, включая в себя сознательные операции с фонетикой, грамматикой и другими элементами языка, она протекает в значительно более медленном темпе, чем устная речь, с другой стороны, позволяя многократное обращение к уже написанному, она обеспечивает и сознательный контроль за всем происходящим.

Все это делает письменную речь мощным орудием уточнения и отработки мыслительного процесса.

Письменная речь — это сохраняемая речь.

Письмо от руки это сложная цепочка действий и операций внутри нас. В его осуществлении принимает участие целая система взаимно связанных зон коры (неокортекса) головного мозга.

Новая кора (неокортекс) на данный момент — это вершина эволюции мозга, а также вместилище свободной воли и сознательного понимания. Она отвечает за наши высшие когнитивные функции: речь, письмо, решение задач.

Новая кора больших полушарий – это скопление нервных клеток, образующих комплексное серое вещество. Разделяют 4 типа коры, в зависимости от её локализации – теменная, затылочная, лобная, височная. 

Письмо обеспечивается взаимодействием нижнелобной, нижнетеменной, височной и затылочной зон коры.

Представьте, что когда вы пишите у вас активно пашут все ваши нейроны новой коры!

Поэтому, делая записи от руки, можно помочь себе:

  • конкретизировать и перевести на сознательный уровень все то, что лежит где-то в области подсознания;
  • сформировать более ясную картину происходящего;
  • снять лишнее напряжение и тревогу;
  • понять, что действительно требует внимание, а что является лишь “шумом”;
  • выделить самое важное для себя.

Привязанность

привязанность
Что влияет на нашу способность формировать значимые и доверительные отношения с окружающими?

Большая часть знаний, которые мы имеем по этому вопросу сегодня, основана на концепции “теории привязанности”. Разработана теория Дж. Боулби.

В данной теории, термин «привязанность» означает: «биологический инстинкт, в котором ребёнок начинает искать близости к значимому взрослому, когда чувствует угрозу или дискомфорт. Поведение на основе привязанности ожидает ответ от значимого взрослого, который в силах снять эту угрозу или дискомфорт».

По сути, привязанность зависит от способности человека развивать базовое доверие к себе и значимым другим.

На поведение взрослого в социуме и на мировоззрение также влияет, происходящие в детстве процессы социализации и сепарации.

Этапы формирования привязанности:

Стадия 1

От рождения до 3 мес. Неразборчивая реакция на людей. На этой стадии ребенок реагирует на людей определенным образом. Однако его способность отличать одного человека от другого или совсем отсутствует, или очень ограничена. Например, он может различать людей только на основе слуховых стимулов.

Стадия 2

От 3 до 6 мес. Фокусирование внимания на знакомых людях. Младенцы становятся избирательны в своих реакциях. Предпочитают улыбаться знакомым людям.

Стадия 3.

От 6 мес. до 3 лет. Интенсивная привязанность и активный поиск близости. Репертуар реакций расширяется: он включает теперь следование за уходящей матерью, приветствие ее по возвращении и использование ее в качестве базы, откуда он совершает свои исследовательские вылазки. Одновременно активность неразборчивого радостного приветствия в адрес других людей снижается. Некоторых людей ребенок выбирает в качестве второстепенных лиц, к которым он испытывает привязанность; другие оказываются вне этого круга. К незнакомым людям ребенок начинает относиться с возрастающей осторожностью, и рано или поздно реагирует на них тревогой и избеганием.

Стадия 4

От 3 лет — окончание детства. Партнерское поведение.Начиная с этого возраста, ребенок способен находиться без родителя более долгое время.

Исследования с детьми, оказавшиеся в незнакомой ситуации и разлученные с родителями (либо значимыми родительскими фигурами), помогли выделить три основные фазы внутреннего состояния ребенка:
  • протестную: когда ребенок активно выражает эмоции, плачет, кричит, требует воссоединения. Словом, активно протестует против сложившейся ситуации;
  • фазу отчаяния: когда он погружается в эту эмоцию, затихает, понимая, что не в силах воздействовать на ситуацию;
  • фазу отчужденности: когда ребенок может демонстрировать внешне общительность, но при появлении значимых взрослых он отвергает их, несмотря на то, что внутренне может стремиться к близости.

«Если в течение длительного времени ребенок не имеет возможности взаимодействовать с человеком, к которому привязан, то это может привести к серьезной психологической травме либо хроническому нарушению» Дж. Боулби.

Наиболее важным в этом отношении является возраст до 8-9 месяцев. Если до этого времени взаимодействие со взрослыми не было теплым, ребенок не получал поддержку, ласку, заботу, то искажается его развитие, не вырабатываются рабочие модели социального взаимодействия, теряется базовое доверие к миру и окружающим.

Одним из самых ценных результатов исследований, стало описание стилей привязанности (Мэри Эйнсворт).
Стиль привязанности — стиль отношений, который мы формируем в детстве со значимыми взрослыми:

1.Надежный.

Большинство детей, порядка 60% . Эти дети испытывали страдания от разлуки, но искали утешения и легко утешались, когда родители возвращались.

Несмотря на то, что эти дети могут утешиться в присутствии других людей, они явно предпочитают родителей  незнакомым людям.

Исследования показали, что дети с надёжным стилем менее разрушительны, менее агрессивны и проявляют большую зрелость, чем дети с тревожно-амбивалентным или избегающим стилем привязанности.

Взрослые с надёжным стилем привязанности имеют доверительные и долгосрочные отношения. Таких людей характеризуют высокая самооценка, наслаждение близкими отношениями, стремление к социальной поддержке и способность поделиться чувствами с другими людьми.

2.Тревожно-устойчивый (амбивалентный).

Около 20%, плохо себя чувствовали в начале разлуки, испытывала больший уровень стресса, становились крайне расстроенными. А когда воссоединились с матерью, их трудно было успокоить. Часто проявляли противоречивое поведение, предполагающее, что они желают быть утешенными. При этом демонстрировали желание наказать за разлуку (то приближались к ней, то сердито отталкивали её).

В незнакомой ситуации эти младенцы держатся близко к матери, беспокоясь по поводу её местонахождения, при этом практически не занимаются исследованиями пространства.

Часто такая форма поведения приобретает черты негативной невротической привязанности. Когда ребёнок постоянно, но неосознанно «цепляет» родителей, стараясь раздражать их и провоцируя родителей на наказания, в поиске «суррогата» привязанности.

Такой тип привязанности может формироваться в результате непоследовательности поведения родителей.

3. Тревожно-избегающий. (около 15-20%).

Дети , использующие данный стиль, не кажутся слишком расстроенными в результате разделения. Нет никакого стресса или минимального стресса. Они либо игнорируют родителей после воссоединения, либо активно избегают.

Дети с тревожно-избегающей привязанностью обычно менее эффективны в управлении стрессовыми ситуациями. Они, скорее всего, откажутся и будут сопротивляться поиску помощи, что мешает им формировать удовлетворяющие отношения с другими. Они проявляют больше агрессии и антиобщественного поведения, например лжи и запугивания, и они склонны дистанцироваться от других, чтобы уменьшить эмоциональный стресс.

4. В последующие годы исследователи добавили четвертый стиль привязанности к этому списку – дезорганизованный. Он относится к детям, у которых нет предсказуемой структуры поведения привязанности.

Дети с этим стилем привязанности обычно не в состоянии выработать организованную стратегию для преодоления стресса, связанного с разлукой, и склонны проявлять агрессию, разрушительное поведение и социальную изоляцию. Они с большей вероятностью видят в других угрозу, а не источник поддержки, и поэтому могут переключаться между социальной изоляцией и агрессивно-оборонительным поведением.

И как итог, хочу выделить основные моменты:
  • Когда у ребенка все хорошо с привязанностью, он занимается познавательной активностью, осваивает этот мир. Но если что-то пошло не так, если ребенок напуган, он обращается к своей привязанности, к своему взрослому, за помощью, защитой и утешением. Если у ребенка есть основания сомневаться в том, что привязанность надежна, то прекращается вся познавательная активность. Все усилия уходят на то, чтобы установить отношения со своим взрослым. Он начинает работать над их восстановлением: ныть, требовать внимания, ходить как привязанный, делать что-то, что в его представлении может помочь. 

  • Когда родители все время в конфликте, ребенок не может заниматься своими делами. Если родитель в плохом состоянии, например, в депрессии, у ребенка начинается тревога. Когда родитель дает знать, что ребенок его расстроил, разочаровал, у него нет на него сил или он не хочет о нем заботиться, у ребенка наступает поиск привязанности. Если это происходит долго, у ребенка возникает состояние паники привязанности, которое отшибает всю другую деятельность до тех пор, пока не будет восстановлена связь.

  • Для надежной привязанности не нужно быть идеальным родителем. Как говорил Винникотт: ребенку нужна  “Достаточно хорошая мать”.

“Она не идеальна: неизбежно совершает ошибки в уходе за ребёнком, но затем исправляет их, делает выводы и пробует разные подходы. Неидеальный уход достаточно хороших родителей приносит ребёнку «разочарование», которое облегчает адаптацию к реальному миру и помогает вырасти здоровым и независимым взрослым.”

  • Ребенку полезно расстраиваться.

Теория привязанности не говорит о том, что ребенок не должен расстраиваться. Гиперопека, постоянная тревога и страх за своего ребенка порождает ситуации, когда он не знает, где может на себя положиться и на что способен сам. 

Задача родителя помочь ему пережить расстройство.

  • Для того чтобы воспитывать ребенка в привязанности, не нужно ничего особенного. Важно, чтобы родитель был доступен и был отзывчив на потребности ребенка. И сам был в нормальном состоянии, не в депрессии, стрессе и переутомлении. Важно понимать, что привязанность — не цель, а средство, чтобы обеспечить ребенка заботой и защитой. Важно, чтобы вы были надежными, а не вездесущими и всегда обучающими. Должен быть зазор между готовностью помочь и ситуацией. Это развивающая фрустрация.

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять