Диалог

В этом тексте пишу в том числе и свои размышления, но ссылаясь на психологию, биологию, социологию, философию, т.е. на некоторую часть уже имеющихся знаний о природе человека.

Текст длинный — предупреждаю для расчета своих сил и времени. Как вариант делать перерывы на свои размышление и переваривание.

Послушала психоаналитический взгляд. Основные тезисы:

  • В человеке работают одновременно две разнонаправленные силы. Сила жизни, которая влечет его к наслаждению, к отношениям, к построению семьи и рождению детей и к любви. И сила смерти, которая атакует все связи, созданные человеком – между смыслами, между событиями в прошлом и настоящим, между объектами, между людьми и между клетками в организме в конечном итогу приводит к разрушению всего и к смерти.
  • Можно так сказать, что человек с его внутри-психическим миром всегда нестабилен, он всегда подвергается конфликту между этими двумя влечениями. Мортидо (влечение к смерти) и либидо (влечение к жизни).
  • Любой конфликт начинается в голове.
  • Влечение к жизни и к смерти не разделены. Они всегда вместе, в один и тот же момент.
  • Внутрипсихически необходимо совершать выбор между жизнью и смертью. Это непростой выбор.
  • О силе смерти написал Фрейд в своей работе «По ту сторону принципа удовольствия» и назвал ее мортидо – стремление к смерти.
  • Можно выбрать жизнь и любовь. Это не просто. Это требует огромной внутренней работы. Любовь – это результат внутрипсихической работы и усилий. Любовь не случается как чудо и подарок, как белый гриб в лесу или сюрприз от Деда Мороза.

Приводится пример фильма Эмиль Кустурица  «Жизнь как чудо», 2005 год. Этот фильм про любовь, которая происходит на войне, про то что жизнь и смерть идут рядом и война не отменяет жизни и любви.

  • Фрейд также изучал принцип толпы в работе «Психоанализ масс и человеческое Я», переписка с Эйнштейном.

В противовес институту силы, власти одного создаются институты права — объединения людей, сообщества. Но для их существования необходимы условия: постоянство и длительность.

  • Но эти сообщества легко распадаются и вновь подчиняются силе одного.
  • Два вектора влечения, энергии (жизни и смерти) не могут существовать друг без друга.

Сила их объединения дает возможность жить.

  • Современные психоаналитики считают, что инстинкт самосохранения и сохранение связей являются разнонаправленными векторами и конфликтуют между собой. “Чтобы сохранить себя необходим разрыв связей”.
  • Нет никакого равенства. И это врожденное неравенство — биологическое. Все остальное, это утопические фантазии.
  • Можно видеть эти конфликты, дифференцировать их и прорабатывать.
  • “Мы страдаем жизнью”.
  • Настоящие конфликты всегда связаны с конфликтами из прошлого. В настоящем находятся фигуры на которые переносятся эти конфликты.
  • Основные защиты в современном мире: доминирование, невозможность принятия желания другого наслаждаться жизнью, лишить другого этого права. Конфликт между женскими и мужскими направленностями, энергиями.

✔️Открытые вопросы:

Победит ли жизнь? Можем ли мы выбирать между жизнью и смертью?

Думаю, это очень интересно. Отзывается про то, что любовь это не подарок от Деда Мороза.

Резюмируя и пропуская через себя написанное выше, могу сказать так: 

любовь, это врожденная физиологическая и психическая, назову это —  функция. 

Ссылаюсь на поливагальную теорию. 

Но Фрейд говорит о врожденном неравенстве и современные психоаналитики говорят о необходимости разрыва связей для осуществления инстинкта самосохранения.

Собственно снова приходим к конфликту между жизнью и смертью — врожденная любовь и врожденное неравенство.

В поливагальной теории также подробно разбирается вопрос акта любви, секса, необходимого для размножения. И есть часть, где подробно описывается, как человеческий организм способен к расслаблению отличному от стрессовой реакции “замри”, “обмякания” тела. И для этого тоже необходимы определенные условиям.

Любовный опыт обусловлен доверием и ощущение безопасности.

👉 «В любви нет страха; но совершенная любовь изгоняет страх».

У человека есть доступ к эволюционно новому способу выстраивания связей, как раз с сохранением себя.

Но совершенно точно согласна и с тем, что — это каждый раз выбор. Это человеческий выбор. 

Эволюционно в человеке появляются и развиваются такие функции и структуры, которые направлены на облегчение в коммуникациях и взаимодействиях. В  древних структурах рептилоидного мозга происходит архаичное деление «свой/чужой».

Например, есть неокортекс, есть блуждающий нерв. 

  • Мы научаемся регулировать себя и использовать эти структуры под свои задачи.
  • Мы знаем, что мозг способен к нейропластичности и увеличению серого вещества (нейронных связей в коре больших полушарий). 

Это осуществимо благодаря: творчеству, искусству, движению, танцу, спорту, близким отношениям (качество близости), обучению. 

✔️Следует отметить, что с усложнением структуры нервной системы предыдущие образования не исчезают. В нервной системе высших организмов остаются и структуры, характерные для предыдущих ступеней развития. 

👉Мы владеем всем набором.

  • У высших млекопитающих относительное представительство сенсорных функций уменьшается — это структуры нервной системы, ответственные за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды. 

Высшие интегративные функции у примитивных млекопитающих выполняют стриатум и кора, 

👉у высокоорганизованных — ассоциативные зоны новой коры.

👉Все большую поверхность коры занимают ассоциативные зоны коры — это функциональные зоны коры головного мозга. Они связывают вновь поступающую сенсорную информацию с полученной ранее и хранящейся в блоках памяти, а также сравнивают между собой информацию, получаемую от разных рецепторов.

*Стриатум — часть базальных ганглиев, главная функция которых – сознательный контроль и управление движениями, а так же обучение этому. Участвует в принятии решений.

✔️Процессы высшей нервной системы очень тесно связаны между собой. Т.е. через активизацию чего-то одного происходит активизация и других структур, органов. 

✔️Высшим центром, согласующим работу соматических и вегетативных функций, является кора больших полушарий. В ней имеются проекции как парасимпатических, так и симпатических нервов.

Однако парасимпатические (функция успокоения) проекции в коре представлены гораздо шире, чем симпатические.

Блуждающий нерв является самым значительным нервом парасимпатического отдела нервной системы. Это смешанный нерв. 

Исходя из всего этого получается, что человек в один и тот же момент времени имеет доступ к вариативности сигналов и информации, и обширной базе опыта. 

Решение принимается, исходя из информации, полученной и имеющейся (лежащей) в различных, связанных участках.

Есть встроенные инструменты для сохранения критичности мышления и функциональные способы/инструменты, направленные на успокоение, снижение гипервозбуждения (тревоги, страха).

Но также известно, что чтобы что-то новое закрепилось и укоренилось необходимы усилия и осознанное внимание, иначе в стрессогенной и/или травмирующей ситуации происходит регресс к более древним структурам, которые не требуют усилий и направленного, осознанного внимания.

Биолог – Станислав Дробышевский говорит, что:
  • Более жизнеспособны те организмы, которым для развития и жизни необходимы связи, наличие рядом другого и они физически смертны.

Путь вечности — камни, простейшие одноклеточные, которые делятся постоянно.

  • Мозги у нас возникли не для того, для чего используются. Мы превосходим всех по интеллекту, но не по отдельно взятым признаком. Будущее наше пока туманно. В эволюционной истории известны прецеденты и обратной деэволюции. Нужно порадоваться, что до нашего нынешнего состояния наши предки нас дотянули. Это нам позволяет рассуждать обо всем этом, читать и слушать лекции, прогнозировать. Хочется верить и надеяться, что с нашим интеллектуальным мозгом мы себе его прокачаем еще чуть-чуть. Все у нас станет лучше прежнего. Спасибо за внимание.
  • Охотники-собиратели в большинстве своем ведут очень здоровый образ жизни. Им и так хватает проблем и опасностей. Они и так не много живут. У них очень даже здоровый образ жизни. По сравнению с любым горожанином они все трезвенники.
  • При слишком жестком отборе, люди склонные к саморазрушению просто быстро помирают.
  • Организм – это все системы и органы вместе взятые. Нервная система – только часть из них. Мозг не управляет нами. Это часть, которая объединяет многие импульсы вместе, но и без мозга многое работает на автомате. У людей с тяжелыми нарушениями, которые лежат годами в коме, организм функционирует, но сознания нет.
  • Мозг – специализированный орган, аккумулирующий сознание в себе, но не исключительно являющийся вместилищем сознания. Все остальное в какой-то степени тоже участвует. Он точно не управляет всеми процессами. Он зависит от всего остального организма. Без пищеварительной системы, выделительной, иммунной и других мозг тоже работать не станет. Противопоставлять себя и мозги – странно. Все работает как единое целое.


🙌Как вы? Еще интересно? Надеюсь вы еще во внимании. Если нет, то сделайте перерыв, подышите, походите. Или сделайте, что вам сейчас необходимо. После можете вернуться к продолжению.
И подбираясь к завершению хочу перейти к Э.Фромму и Жан Бодриару.

✔️Фромм выделял некрофилов и биофилов.

Некрофилия в широком понимании слова — это стремление к разрушению. Любовь ко всему неживому. Созвучно с мортидо Фрейда.

✔️Эрих Фромм определял некрофилию, как общую ориентацию на все искусственное, на вторую рукотворную реальность, отрицающую все естественное, природное как второсортное:

 “Такой человек отворачивает свой интерес от жизни, от людей, от природы и от идей. То, что раньше у человека называлось любовью и нежностью, он большей частью отдает теперь технике (машинам, приборам, аппаратам)”

Когда я читала теорию Э.Фромма, конечно, не могла не согласиться со многими его взглядами, но…и позволила себе маленький внутренний диалог с Фроммом.

✔️Фромм:

 “Мир превращается в совокупность артефактов: человек весь (от искусственного питания до трансплантируемых органов) становится частью гигантского механизма, который находится вроде бы в его подчинении, но которому он в то же время сам подчинен. У человека нет других планов и иной жизненной цели, кроме, тех, которые диктуются логикой технического прогресса. Он стремится к созданию роботов и считает это одним из высших достижений технического разума. Можно сделать робота, который почти ничем не будет отличаться от человека. Такое достижение вряд ли способно нас удивить больше, чем то, что сам человек на сегодня сплошь и рядом как две капли воды похож на робота”.

С одной стороны есть минусы технического прогресса, о которых пишет Фромм, а с другой, без всего этого (искусственный интеллект, современные протезирование, 3D принтеры) мы сейчас не имели бы столько возможностей спасать жизни, помогать тем, кому это так нужно, создавать невероятные вещи. Возвращаясь к Дробышевскому: для чего и как мы используем эти знания и навыки.

❓Но вновь встает вопрос выбора: 

Сможем ли мы при этом не потерять свою многообразную человеческую природу с ее человечностью? 

✔️Фромм:

 “Все, что отвращено от жизни или направлено против нее, притягивает некрофила. Он принципиально ориентирован на прошлое, а не на будущее, к которому относится с ненавистью и которого боится. Отсюда и его сильная потребность в безопасности”.

Самые крайние формы некрофилии по Фромму проявляются в виде стремления к тотальному разрушению и являются психической патологией. 

✔️Фромм ваделял и другую полярность — биофилию.

Она выражается в стремлении к созиданию и любви к жизни и ко всему живому. И вновь видно пересечения со всем выше сказанным.

✔️Одним из условий по Фромму, необходимых для развития биофилии, являются тёплые и основанные на любви контакты в детстве с другими людьми.

✔️Человек с установкой на биофилию больше ориентирован на бытие, чем на обладание.

✔️Биофил стремится творить и проявлять себя в жизни умом и любовью, а не силой или разрушительностью.

Сюда хочу добавить слова Пола Линдена: 

“Сила без любви жестока и слаба. А любовь без силы не может помочь никому”.

“ Если я чувствую гнев или ненависть, я не могу бороться. Если я чувствую доброту и открытость, я могу бороться. Но не хочу”.

В этой точке снова приходим к вопросу возможности объединения двух энергий, сил, направленностей, влечений.

Из метода телесно-ориентированной терапии «со — творение», основанного на фундаментальной теории Бернштейна Н.А. “Уровни построения движений” :

✔️“Опорность” — возможность принять давление и сделать его своей силой. Умение принять давление партнера и сделать его своей силой. Можно принимать давление физическое. Можно принимать давления психическое – пропускать его через себя, принимать как данную вам силу.

🌿Принимать и пропускать через себя — это возможно только телом.

Также как и включать свою доброту. “лучистость”, открытость — это телом мы делаем. Как и злость, агрессию.

🌿Наш выбор какой эта сила будет и на что направлена.

Жан Бодрийяр — французский социолог, культуролог и философ-постмодернист, фотограф, преподавал в Йельском университете.

Знаменит введением понятия “эра гиперреальности”

✔️Одна из наиболее известных теорий Бодрийяра сконцентрирована в книге «Симулякры и симуляция» (1981 г.).

Теория заключена в понятии «гиперреальность» — мы живем в мире, где смоделированные чувства и переживания заменили реальную вещь. 

  • Носителями этой гиперреальности, «кирпичиками», из которых она состоит, являются симулякры. Смысл их в ссылке на вещь или понятие, а значит, они сами – лишь симуляция. 
  • Моделируется всё: материальный мир и эмоции. Мы ничего не знаем о реальном мире, обо всём судим с чужой точки зрения, смотрим через чужой объектив. 
  • Современную эпоху Бодрийяр называет эрой гиперреальности — надстройка определяет базис, труд не производит, а социализирует, представительные органы власти никого не представляют. 
  • Современную эпоху характеризует чувство утраты реальности. Последним бастионом реальности становится смерть («смерть, пожалуй, единственное, что не имеет потребительной стоимости»). На смерти основана любая власть и экономика. Но в этом случае смерть выступает не сама по себе, а как фантазм (представление). 
  • В искусстве Бодрийяр видит критическую и терапевтическую функции по возвращению реальности.
  • Согласно Бодрийяру, свойства вещей (товаров) существуют только в условиях приписывания вещам тех или иных социальных значений. Вещь (будь то товар, культурный объект и т. д.) как таковая ничего из себя не представляет, а, значит, является мифом: её ценность формируется в ходе социальных отношений и значений. 
  • По Бодрийяру, «миф Счастья воспринимает и воплощает миф Равенства в модерных обществах». Идеология провозглашает равенство потребностей (то есть равенство всех индивидов перед потребляемыми предметами), однако на практике оказывается, что это равенство мнимое: система вещей создает социальную дифференциацию.
  • Индивиды приписывают себе свободу, рациональность и стремление к счастью; критерием выступает удовлетворение потребностей. 
  • На самом деле процесс потребления носит исключительно социальный характер, его цель — воспроизводить систему вещей.

✔️Бодрийяр делает выводы:

“Истина потребления состоит в том, что оно является функцией не удовольствия… функцией не индивидуальной, но непосредственно и всецело коллективной”

«Слабый всегда уступает дорогу сильному, и только самый сильный уступает дорогу всем». Жан Бодрийя́р



🤝Интересные темы для диалога: 

❓Может ли человек сохранять свою жизнь,  выбирать “сильную любовь” и жизнь, не разрывая связей с другими? 

❓Возможна ли “сильная любовь” — без страха, открытая, принимающая, но и способная предлагать, просить, не соглашаться, опять же сохраняя принятие и связи.

По крайне мере внутри себя человек может контейнировать вариативность связей и способность осознанно выбирать, опираясь не на единичный опыт, а на множественный.

❓Через эпоху потребления мы пришли к еще большему разрыву связей и потери чувства реальности. Возможно ли выстроить новые связи?

👉Опять же: по крайне мере внутри себя человек уже способен, а для некоторых эти навыки настолько встроены, что при стрессах и травмах происходит достаточно быстрое восстановление связи с ними, т.к. это позволяет жить дальше. 

🌿Выбор жизни.

👉Чем тяжелее и сложнее индивидуальный опыт человека  в прошлом, тем сложнее в настоящем. 

Неосознанные конфликты, закапсулированные эмоции в теле, непроработанные травмы влекут человека к саморазрушению — влечению к смерти.

Т.е. чем больше одного, тем выше влечение к разрушению.

👉И наоборот — влечение к жизни увеличивается при стабильных, любящих связях и при увеличении проработанного внутриличностного материала, ведущего к деструктивному — совокупность телесного, сознательного, ментального, эмоционального.

Благодарю за внимание🙏

Как вам? Что отзывается, а что нет? Может быть есть, что дополнить?

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять