Руэлла Франк. Фундаментальные движения.

Руэлла Франк. Фундаментальные движения.

Руэлла Франк

Руэлла Франк – одна из самых известных гештальт-терапевтов в мире, к сожалению, мало представленная в России.

Является доктором философии, с середины 1970-х годов занимается исследованием ранних движений ребенка и их влияния на жизнь взрослого человека.

Руэлла удивительный человек, живущий насыщенной телесной жизнью. В свои годы (ей за шестьдесят), она ведет активный образ жизни, практикует и преподает йогу, стоит на голове во время семинарских перерывов и много-много двигается. Особенность ее работы как раз и связана с движениями.

Она начинала свою профессиональную деятельность как танцовщица, практиковала и преподавала йогу, изучала разнообразные теории движений и двигательные терапевтические практики (в том числе метод Александера, метод Фельденкрайза). Среди ее учителей – Лора Перлз, Ричард Кицлер, основатель методики Body-Mind Centering Бонни Б. Коэн.

На протяжении всей жизни Руэлла разрабатывает терапевтический подход, при котором развитие ребенка рассматривается с точки зрения развития его кинестетических процессов. Руэлла исследует и раскрывает особенности двигательного репертуара младенцев первого года жизни и их фундаментальные движения как основу этого репертуара:

  1. YIELD — уступание веса своего тела поверхности.
  2. PUSH — толкание.
  3. REACH — дотягивание до другого.
  4. GRASP — захватывание того, к чему дотянулся.
  5. PULL — притягивание этого к себе.
  6. RELEASEING — высвобождение с тем, чтобы вступить в новый контакт.

Руэлла Франк много работает со взрослыми пациентами, парами и группами. Важное место в ее практике занимает работа с матерями (отцами) и младенцами. Она подмечает малейшие различия в телесных паттернах уже месячных малышей, чувствует их ритмику, особенности течения энергии, то, как младенец – который даже еще не держит голову! – использует пространство вокруг себя для установления контакта.

Вот папа держит малышку: он сидит на полу, его стопы прочно упираются в пол, для поддержки баланса и вертикальности он использует руки, плотно опираясь на ладони позади себя, малышка безопасно расположилась на его бедрах и коленях. Кажется, что они вот-вот встретятся глазами, но ее взгляд блуждает (ребенку нет еще и месяца), и в теле нет единой направленности. Руэлла предлагает упереть ее крохотные стопы в папин живот, поддерживая у нее ощущение опоры через взаимное толкание (push). Это соприкосновение тут же переорганизует поле контакта. Ее тело приобретает более отчетливый и целостный тонус, ориентируясь вокруг новой точки телесного взаимодействия. И мы ясно видим, как меняется ее взгляд, становясь более сосредоточенным и как бы более плотным (таким же плотным, как и контакт ножками) и направленным! Она находит отца и теперь уже смотрит на него, не отрываясь, пока сохраняется поддержка опоры (reach / grasp / pull). Такое вот обыкновенное чудо.

«Ничего не возникает без поддержки… Давайте столько поддержки, сколько необходимо, но не больше, чем требуется»
(с) Лора Перлз.

На протяжении первого года жизни дети и родители общаются невербально, тело к телу. Развитие в этот период является фундаментом взаимоотношений в нашей взрослой жизни.  

«Этот ранний период жизни в движении, служит корнем продолжающегося невербального взаимодействия и последующего словесного выражения – этот язык остается ключевым элементом в общении на протяжении всей жизни» (с) Руэлла Франк.

В первый год жизни ребенок подает сигналы взрослому вокализацией и движениями: паттернами жестов, дыхания. Таким образом ребенок сообщает о своих потребностях другому. То, как взрослый и ребенок контактируют друг с другом, посредством каких движений, и становится стилем общения, о котором мы говорим«контактирование в гештальт терапии», т. е. как мы находимся в контакте с окружающей средой.

Любое телесное исследование у Руэллы – это исследование телесного процесса в контакте. Это не просто вопрос о том, что я ощущаю в тот или иной момент времени, это не разговор о «моем» теле, но это исследование того, как я ощущаю себя в данном пространстве, рядом с тобой. Кто есть ты для меня? Поверхность, на которой я стою, воздух, который меня окружает, человек, который стоит рядом со мной? Как я откликаюсь, когда ты приближаешься ко мне или удаляешься? «Растекаешься», теряя тонус, или напрягаешься и замираешь? Вытягиваешь кончики пальцев или сжимаешь кулаки? Мой телесный процесс не существует без Другого, он – отражение поля отношений между нами, он порождаем Другим и порождает Другого в каждый момент времени.

Руэлла считает, что базовые движения объясняют, как опыт живет в каждом моменте, в каждом взаимодействии. Все эти шесть движений переплетаются и поддерживают опыт контактирования.

В описании своей работы с мамой и трехмесячным малышом в своей книге Руэлла отмечает:

«Когда она (клиентка) снимала свою куртку, я отметила, что ее голова наклонена вперед, что очертания ее плеч создавали давление на ее ключицы и что верх ее грудной клетки сдавлен. Темно-рыжие волосы обрамляли лицо Рейчел, прозрачная кожа и нежные черты создавали общее впечатление хрупкости. Мы обменялись приветствиями и, на мгновение, широкая улыбка стерла с лица ее явную усталость».

Описания Руэллы всегда полны анатомических подробностей, это ее словарь. Ценной является вся информация: какие мышцы задействованы больше, а какие не задействованы вообще; как распределен вес; какие движения присущи этому человеку; какие части тела развиты; как человек опирается на пол или на спинку кресла.

Описывая малыша вышеупомянутой мамы, Руэлла отмечает:

«Вместо того, чтобы использовать свои ноги в качестве рычага, Алекс употребляет силу мышц спины, чтобы облегчить скручивающие движения. Не используя элемент толкания ногой или энергичного хватания рукой, он не способен интегрировать совместные усилия сгибательных и разгибательных мышц своего тела. Скручивание ново для него».

Эти детали имеют большой практический смысл в работе Руэллы. Например, в представленной истории, которая развернулась сразу несколькими важными темами для жизни мамы и малыша, наблюдение про сгибательные мышцы имело свое интересное объяснение:

«Тогда я объяснила, что сгибательные мыщцы находятся на передней части торса и стимулируются, когда ребенок лежит на животе. Когда эти мышцы активированы, они ведут младенца (ребенка, взрослого) внутрь, все части тела двигаются по направлению к центру, чтобы закрыться, защититься. Когда же ребенок остается на спине, стимулируются разгибательные мыщцы. Они ведут малыша (ребенка, взрослого) наружу, разворачивают его к миру».

В случае с маленьким Алексом частью ответа на сложности матери было создание возможности для ребенка к развитию мышц живота и скручиванию. Это давало шанс малышу создавать свой уют, находить для себя возможность закрываться и утешаться через собственное тело, через собственные ресурсы, а не только за счет матери, которая к тому моменту была уже очень истощена и с трудом могла находиться в контакте с ребенком продолжительное время.

Конечно, Руэлла не стремится переделать клиента, научить его новым движениям:

«У меня нет цели сделать их более привлекательными для внешнего мира. Моя задача – познакомить их с базовыми двигательными паттернами, с репертуаром их собственных движений, которые они используют как в обычной жизни, так и в состоянии стресса, в частности. Этот набор движений будет соответствовать набору аффективных переживаний, поскольку движение неотделимо от чувствования и даже от восприятия. Поэтому я хочу, чтобы клиенты осознали свой базовый репертуар – то есть движения, которые они все время повторяют, и поняли, в каких случаях они дела-ют эти движения. Теперь, когда клиенты больше знают о себе, я хочу, чтобы они овладели расширенным репертуаром, который дает больше возможностей для движения и переживания чувств – то есть больше возможностей для творческого приспособления. Да, у клиентов появится более обширный репертуар чувств и движений, но добавит ли им это грации? В своей работе я к этому не стремлюсь.»

«Человека можно научить большей подвижности, для этого есть техника Александера, есть йога, есть методика Фельденкрайза. Не существует правильного способа ходить, быть, дышать; есть только осознавание того, как ты это делаешь в данный момент.»


«Когда экспериментируешь с развивающими телесными
практиками, обнаруживаются такие вещи, которые зачастую не
проявятся в обычной терапии. Двигательный паттерн обладает просто поразительной, едва уловимой утонченностью: мы
наблюдаем очевидное, но еще не проявленное. Такие вещи во
многом довербальны. Я не считаю себя телесным терапевтом,
потому что любой опыт есть в теле, потому что гештальт-терапия имеет прямое отношение к телу, я всего лишь распознаю смысл движения. Нельзя сказать, что я работаю с телом,
я просто ищу наиболее эффективный способ работы с клиентом посредством движения.»

Руэлла Франк – руководитель Центра соматических исследований, преподаватель Сообщества гештальт-терапевтов и Нью-Йоркского института гештальт-терапии, ведет широкую преподавательскую деятельность в США, Мексике и Европе. Она автор множества статей, участвовала в коллективных научных сборниках, издала книгу «Сознающее тело: соматический и развивающий подход в психотерапии», переведенную на четыре языка.

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять